Как написать курсовую на «отлично»

Одна из целей высшего образования — научить студента самостоятельно мыслить и привить ему навыки научной работы. Поэтому на каждом курсе (в некоторых вузах исключение дается первокурсникам) пишется небольшая научная работа. Она так и называется — курсовая. И это вовсе не «большой реферат», как думают некоторые студиозусы.
Вы уверены, что знаете, как правильно писать курсовую работу? В этой статье мы дадим вам четкий мануал по написанию курсовой, что претендует на «отлично»! — подробнее

Подготовительный этап

1. Выбор преподавателя. Именно с этого шага начинается написание курсовой, которую вы собираетесь защитить на «отлично». Во-первых, у каждого преподавателя — свой круг интересов, от которых зависят темы курсовых и дипломов. Во-вторых, преподы различаются по характеру и уровню характера. Если ваш научный руководитель — тот еще козел, то написать курсовую на «отлично» практически нереально. Но козлы, как правило, достаются тем, кто пришел на кафедру за темой к курсовой.
Так что озаботьтесь выбором руководителя как можно раньше. Подробнее о том, как правильно подойти к этому вопросу, читайте в статье «Как выбрать научного руководителя».
2. Выбор темы. Выбор студенту предоставляется не всегда, но кое-что здесь можно сделать. Для начала, как мы уже сказали, надо правильно выбрать научного руководителя — из тех преподавателей, чьи темы курсовых вам наиболее близки. Затем — обсудить с преподавателем круг тем, которые можно взять для курсача.
Если вы придете к научному руководителю не за неделю до защиты, а в начале учебного года (или хотя бы в начале второго семестра) и продемонстрируете свой искренний интерес, адекватность и мізкуватість, нормальный препод рассмотрит с вами несколько варіатів. Лучше всего взять у преподавателя несколько тем и тайм-аут на неделю — чтобы проанализировать информацию и подумать, которая проще, сложнее, интереснее. Хотя бы для того, чтобы потом не мучиться вопросом, «как писать курсовую на эту шизанутая тему»!
Учтите, что курсовики, которые пишутся на 3 — 4 курсе, обычно становятся главами дипломной работы. Так что мыслите перспективно! Самые сообразительные студенты уже на первом-втором курсе тему курсовой выбирают с прицелом на диплом.
3. Изучение общей информации. Энциклопедии, учебники, словари, обзорные статьи в Интернете (ну или как минимум Википедия) позволят вам в общих чертах понять, о чем будет курсовая.
Не стоит игнорировать этот этап, иначе составить внятный план будет непросто. Но и зарываться по уши в материалы пока не стоит — возможно, преподаватель внесет правки в ваш план, потребует сделать акцент на одних вопрос и опустить другие.
4. Составление плана. Когда вы получите общее представление о теме курсовой работы, приступайте к составлению плана. Точнее, планов должно быть два: короткий и тезисный. Сначала составьте краткий план написания курсовой работы, обсудите его с преподавателем.
Затем распишите план в тезисах: к каждому параграфу — по абзацу или хотя бы по предложению: о чем вы собираетесь писать, вопрос будете раскрывать. И снова — до любимого руководителя. Лучше пять раз переписать план, чем один раз переписывать всю курсовую работу!
5. Составьте список литературы. Большинство преподавателей подсказывают основные труды, на которые нужно опираться при написании курсовой (это еще один повод прийти на консультацию, а не сразу вручать научному руководителю готовую курсовую).
Но, как правило, книг, которые посоветовал преподаватель, недостаточно. Студент должен сам провести работу с поиска подходящей литературы. Список учебников и энциклопедий не пройдет (хотя их тоже можно указать), в списке должны быть исследования — статьи в научных журналах и сборниках, монографии.
На некоторых кафедрах требуют, чтобы список литературы включал труда на иностранных языках. Не пытайтесь тупо вставить в список сотню иностранных названий, содрав их из примечаний к какой-либо монографии — лучше несколько книг и статей, но тех, что вы точно можете хотя бы пролистать. Преподаватели — НЕ дураки. Вас вполне могут спросить: «А где вы, голубчик, разыскали это раритетное издание на итальянском, на которое ссылается Петрунькіна-Разумовская? И какого же цвета обложечка?».
6. Поиск источников. Этот пункт нужен не на всех факультетах, но на некоторых — обязательный. Например, историки в качестве источников используют летописи, хроники, мемуары, дипломатические документы, архивные материалы. Философы берут произведения представителей старины и современности — от Аристотеля и Канта до Сартра и Кьеркегора. Юристы оперируют источниками права — законами, указами, конституциями, материалами судебной практики. Филологи — художественными текстами.
Не путайте источники с литературой! При оформлении курсовой они выделяются отдельно.
Если в требования написания курсовой по вашей специальности входят источники, а вы ограничились только монографиями и статьями исследователей — вы не то что «отлично» не получите, но и на «удовлетворительно» можете не рассчитывать.
7. Нужно ли писать практическую часть, делать расчеты и чертежи? Обязательно выясните этот вопрос на первых же консультациях. Не на всех факультетах есть это требование, но уж если есть — то эта часть, как правило, самая важная. И наиболее проблемная.
Особенно много проблем возникает при написании практической части у будущих педагогов, психологов, юристов, экономистов, менеджеров. Практическую нужно писать на основе проведения экспериментов, опросов или практики на конкретном предприятии. Вот ловушка! За один день трудно даже провести необходимые мероприятия, но еще надо договориться с руководством объекта.
8. Особые требования кафедры и преподавателя. В каждой избушке — свои погремушки. Обязательно выясните, есть ли у вашего научного руководителя особые требования к написанию курсовой работы. Сколько студентов, притянув преподавателю готовый курсач, узнают о том, что не учли «самое важное»!

Сбор материалов

Как написать курсовую работу?
9. Стратегия поиска материалов. Итак, план утвержден, кое-что из литературы преподаватель вам посоветовал. Что теперь — с головой в омут информации? Да там утонуть можно (или, наоборот, долго блуждать в поисках материалов по теме, на которую почти никто ничего не писал).
Сначала пересмотрите план и тезисы — чтобы понимать, какую информацию вам нужно найти. Затем проанализируйте список источников и литературы. Разделите его на части:
1) «флагманы», из которых вы здерете большую часть информации;
2) вспомогательные материалы, из которых вы возьмете пару цитат.
Желательно, чтобы «флагманов» было три-пять. Переписав разделы чужой диссертации или скомпилировав пару статей, вы вряд ли получите желаемый «пятак».
10. Поиск материалов в Интернете. Активная оцифровка книг, статей, диссертаций и источников привела к тому, что на львиную долю тем «флагманы» легко ищутся в сети. Даже, например, такой бич студентов-историков, как источники по средневековью, вот уже лет пять как бичом не есть — энтузиасты выложили все, что можно найти на украинском или русском языках плюс делают новые переводы.
Много редких книг, которые раньше студенты заказывали по МБА или ехали за ними в киевские библиотеки, тоже сейчас есть в сети. Что и говорить, написание курсовых и дипломных работ благодаря Интернету стало гораздо проще … И усложнилось: ведь теперь можно не просто переписать или перепечатать ксерокопии — нужно доводить текст до уникальности. Ведь то, что вы видите в открытом доступе — видит и преподаватель!
А теперь — палим фишку! Обратите внимание на диссертации, по которым теперь не нужно ехать в диссертационный зал. Правда, большинство диссертаций бесплатно не скачать. Но сумма небольшая, а работа может стать отличным «флагманом». Причем уникальность будет стопроцентной — ведь в открытом доступе такого материала нет. Заодно и выводы можно того … сприватизувати …
11. Работа в библиотеках и архивах. К сожалению, не все книги и журналы можно найти в сети. Например, за борьбу с пиратством некоторые новые книги можно только купить. А старые могут быть пока неоцифровані. И, конечно, «добрый» препод обязательно потребует, чтобы именно эти материалы попали в вашу курсовую работу.
Так что не забывайте о существовании вузовских, областных и общероссийских библиотек — они, как ни странно, еще работают. И основные их посетители — студенты.
А некоторым студентам приходится еще и рыться в архивах, подшивках старых газет … Эта судьба может постигнуть, например, будущего историка (особенно на кафедре краеведения), журналиста, юриста. Если вы — из таких бедолаг, и уже присматриваетесь к ценам на написание курсовых работ на заказ, не затягивайте с решением: для нас придется рыться вместо вас в этих архивах. Такие работы за три дня не пишутся.
12. Перевод иностранных материалов. Ваш преподаватель считает, что курсовая отличника должна содержать ссылки на иностранные книги и статьи? Зверюга, что тут скажешь. Хорошо, что переводы нужных страниц можно спокойно заказать у профессионалов, например, на Курсова24. Дорого? Ну, тогда придется поработать самому: хотя бы в целом понять, о чем речь в тексте и выделить те абзацы, которые нужно перевести. Это сократит ваши затраты в 5 — 10 раз.
Если же вы вообще не понимаете, чего там нашкрябано, и даже не знаете, какие страницы содержат полезную информацию? Понятно, что перевод целой книги обойдется в неподъемную сумму. Поэтому закажите анализ книги с выделением важнейших мыслей по вашей теме.
Курим еще одну фишку! Если слизать с буржунету еще не переведенный материал по вашей теме, можно не париться за уникальность. Это супер-«флагман»! Главное — найти. Некоторые студенты покупают где-нибудь на Амазоне книги по своей теме на иностранных языках (те что не найти в свободном доступе) и радуют преподавателя ну просто гениальными курсовыми. Риск спалиться минимален. Ну только если препод тоже купил такую книгу …

Написание

13. Структурирование и компилирования материала. Итак, материал собран. Теперь его нужно раздвигать по главам и параграфам. Этот этап кажется простым, но есть здесь и свои подводные камни. Некоторые студенты, особенно на младших курсах, считают, что чем больше информации — тем лучше. В результате в курсовой вместо 25-40 страниц оказывается больше сотни.
Нет, господа студенты, это неверный подход. От вас требуется выделить главное: как говорится, самое вкусное. Материал, который попадет в вашу курсовую, должен подкреплять ваши личные выводы.
И еще один момент: компилируйте с умом. Преподаватель, скорее всего, наизусть знает все ваши «флагманы». Поэтому не сдирайте информацию страницами. Тасуйте материалы. Лучше даже не абзацами передирати, а складывать мозаику из предложений — оттуда фразочку, отсюда кусочек …
14. Сноски. Не стоит оставлять процедуру проставления сносок на последний момент — можно запутаться, да и времени будет потрачено немало. Лучше ставить сноски сразу: взяли из книги или статьи кусочек текста — поставили сноску. Кстати, рекомендуем почитать статью о том, зачем нужны сноски.
15. Уникализация текста. Благодаря Интернету найти информацию для написания курсовых и дипломных работ стало проще, но спалиться с плагиатом теперь — как два пальца об… ну вы поняли). Большинство преподавателей требуют теперь работу не только в распечатанном, но и в электронном виде — чтобы прогнать через системы антиплагиата. Так что после того, как вы там накомпіліровали, приступайте к унікалізації текста (как это делать — читайте в статье «Как обойти антиплагиат: 5 стратегий борьбы»).
Стандартные требования — 70% уникальности (30% неуникальный текст — на цитаты и терминологию). Но у преподавателя могут быть и личные требования к уникальности, которые нужно учитывать.
16. Выводы, личное мнение. Большинство студентов пишет курсовые так же, как рефераты. То есть получается просто большой реферат-компиляция, но курсовая — это маленькая научная работа. Поэтому тот, кто хочет написать курсовую на «отлично», должен думать, рассуждать, анализировать материал. Каждый параграф и каждая глава завершаются личным выводом по теме. Можно и даже нужно дискутировать с авторами, которые уже что-то написали по вашей теме (в рамках адекватности, разумеется).
Вообще чем самостоятельные выводы, чем орігинальніша курсовая работа — тем выше шанс получить «отлично». И даже поехать с ней на какую-нибудь научную конференцию.
17. Предоставление чернового варианта преподавателю и внесения правок. Лучше сдавать работу частями: главами, а то и параграфам. Во-первых, препод видит, что вы работаете. Во-вторых, вы вовремя можете изменить курс, если напортачили. Этот пункт может повторяться многократно. Хотя некоторые преподаватели не любят, чтобы их слишком уж доставали, большинство поздравляют студенческую активность.
Запишите на лбу! Работу, сразу предоставленную в готовом виде, руководитель завалит в 99,9% случаев. Если только он не совсем пофигист. Хотя бы из принципа — что это вы, уважаемый, ни разу на консультацию не появились? Не уважаешь, падла ?!

Написание практической части

Эти шаги могут не понадобиться — если вы учитесь на факультете, где курсовые пишутся без практической части. Если же практическая часть обязательна, мотайте на ус.
18. Договоренности с предприятием, на котором вы будете проводить практические мероприятия. Это может быть школа, если вы педагог или психолог, отель — если вы студент «Гостиничного сервиса и туризма», завод — если вы экономист и т. д. Природничники работают в лабораториях. Студентам, постигают точные науки, тоже могут потребоваться испытания в лабораторных условиях.
В любом случае, надо сначала договориться о визите и практической работе на объекте. Если сразу появиться и сказать «Здравствуйте, я пришел!», Вас могут послать очень далеко. И не рассчитывайте, что вам сразу предоставят возможность заниматься своими научными исследованиями — скорее всего, назначат дату, удобную руководству или куратору.
19. Подготовка комплекса практических мероприятий. Прежде чем направляться на объект, подготовьте план практических мероприятий, экспериментов или вопросов к руководству. Причем крайне желательно, чтобы научный руководитель все это утвердил. Вы же не хотите проводить практические изыскания во второй раз?
20. Сбор материалов. Ну вот, пришло время немного помучить «подопытных». Или же провести эксперименты в лаборатории. Приступайте! Старайтесь все делать на совесть, чтобы не пришлось самому мучиться еще разок-другой-третий.
Некоторые студенты собирают информацию для практической части «от балды». Стратегия распространена, но тем, кто собирается написать курсовую на «отлично», придерживаться ее не следует.
21. Обработка материалов. На этом этапе вы обрабатываете все, что раздобыли на объекте, где проводили практические эксперименты, опросы или другую научную/навколонаукову работу. Теперь пора все подсчитать, составить графики, таблицы, чертежи или, возможно, наскрести бизнес-план с рекомендациями …
Самое главное: выводы в практической части должны подтверждать вашу гипотезу, выдвинутую во введении. Не злоупотребляйте подгонкой данных … Хотя, будем откровенны, иногда без этого не обойтись. Старайтесь, чтобы все выглядело правдоподобно (как говорят, честный человек — тот, кто не попадается). Но лучше, конечно, не обманывать.

Завершающий этап написания курсовой

22. Вступление и вывод. Так, эти части курсовой пишутся последними. С выводами понятно — это выводы). А почему вступление тоже следует писать в самом конце? А потому, что во время написания курсовой (и особенно в процессе работы над практической частью) ваша гипотеза может быть опровергнута. В этом случае вы выдвинете новую гипотезу, соответствующую выводам. Так, это, строго говоря обман, но обман узаконен.
Цели, задачи — все должно увязываться с выводами, которые в конце. Поэтому эти две части курсовой, ее «обрамление», пишутся параллельно. Поскольку курсовая может перекраиваться несколько раз, нет смысла сразу писать введение.
Интересно, что для большинства студентов введение и заключение — самые тяжелые куски работы, тогда как для профессиональных копирайтеров — самые легкие. Почему? Потому, что клепают по шаблону!
Это шаблонные части курсовой, которые даже не столько пишутся, сколько составляются согласно четким требованиям, что представляет собой облегченные требования к введение и заключение диплома, диссертации. Разобравшись в этом шаблоне на младших курсах, вы облегчите себе процесс написания дипломной работы.
23. Оформление. Нужно выяснить не только правила оформления титульного листа, но и множество других нюансов: как оформлять таблицы, формулы, приложения и т. п. Большинство правил распространяется на все вузы, но свои заморочки с оформлением отдельных частей работы могут быть и на отдельно взятой кафедре.
24. Список литературы, сноски, содержание, приложения, нумерация. Теперь аккуратно расставляем книги и статьи по алфавиту (по фамилиям), учитывая требования оформления. Источники обычно выделяются отдельно (и могут делиться на группы). Чтобы не мучиться с нумерацией, используйте автоматические списки в «Ворде».
Не забывайте: инициалы отделяются пробелами! Распространенная ошибка. Неправильно: Иванов И.И. Правильно: Иванов И. И.
Что касается сносок, то мы уже говорили — не оставляйте их проставления напоследок.
Не забываем о содержании. Создаем титульный лист. Почти готово!
25. Вычитка, проверка сносок. Чем меньше ошибок будет в курсовой — тем благосклоннее к вам будет преподаватель. В серьезной работе, претендующей на высокую оценку, ошибки недопустимы.
Вот и все … почти. Потому что оценка за курсовую, особенно на старших курсах, ставится по результатам защиты. Но это уже тема отдельной статьи — как защитить курсовую на пять баллов. Впрочем, если вы добросовестно выполнили эти 25 пунктов, пятерка уже почти у вас в кармане — на 90%.