Духовность и здоровье

Духовность — это состояние души, поведение каждого из нас в чрезвычайных жизненных ситуациях, это наши мысли, речь, поступки, внутренние факторы человека. Если нет духовных потребностей, нечего говорить и о духовном развитии человека и его духовное здоровье.

Духовность чрезвычайно многогранный и сложный феномен. По словарным толкованием духовность — духовная, интеллектуальная природа, внутренняя, нравственная сущность человека. Современная гуманитарная наука говорит о духовности, как о видовое качество человека, о том, что именно духовность делает человека человеком. Если индивид отказывается от своей человеческой сущности, от гуманности, то в таком случае он становится знелюдненим, антигуманным, бездуховным.

Под духовностью в украинской семейной педагогике понимают совокупность психических явлений, характеризующих внутренний субъективный мир человека, основные черты культурной направленности личности — ее жизненные интересы, убеждения, взгляды, идеалы, мировоззрение, отношение к жизни, к другим людям, к своим обязанностям и к самому себе. ее мышления, желания, воля, эстетические и моральные чувства. В семье закладываются основы человечности, корни духовности, духовное здоровье, фундамент личности, великодушие, забота о близких, родных.

Ян Коменский в своей знаменитой «Материнской школе», призывая больше ухаживать за душой, как главной частью человека, писал о том, что прежде всего необходимо приучать детей к благочестию, затем до доброты, морали или добродетели, наконец — «к наиболее полезных наук». Духовность есть одновременно часть человеческой сущности и социальный феномен, который представляет собой сложное, комплексное образование, включающее в себя совокупность различных форм сознания — от высших ее форм (мировоззрения, идей, ценностей, идеалов, убеждений) до бытийных (жизненных интересов), ментальных особенностей и психоэмоциональных состояний отдельного человека или народа, что обусловливает понимание и отношение человека или многих людей к бытию.

Духовность и здоровье

Выдающийся педагог К. Д. Ушинский отметил: «Для того, чтобы воспитание могло создать для человека другую природу, необходимо, чтобы идеи этого воспитания переходили в убеждения воспитанников, убеждения в привычки, а привычки в наклонности. Когда убеждение так укоренилось в человеке, что он повинуется ему прежде, чем думает, что должна подчиниться, только тогда делается элементом его природы». Бесспорно, это касается и принципов формирования духовной нравственности и основ здорового образа жизни современной молодежи.

Проблема духовного здоровья является важной, многогранной, общественно — и природозначимою. Все ее аспекты являются сложной задачей. Духовное здоровье — это такое динамическое состояние человека, которое характеризуется стою духа, жаждой жизни и творчества, стремлением к познанию, самопознанию, самосовершенствованию высоким уровнем культуры, духовности, морали и сушки.

Духовное здоровье можно определить как способность личности регулировать свою жизнь и свою деятельность в соответствии с гуманистических идеалов, которые выработало человечество в процессе исторического развития. Именно духовное здоровье является определяющим в отношении человека к себе, к другим, к обществу и является приоритетным в иерархии здоровья.

Духовное здоровье личности — это стремление к истине, добру, это способность действовать из любви к ближнему, это причастность к живой и неживой природы. Духовное здоровье является главным источником жизненной силы и энергии. Его характеризуют как способность человека сочувствовать, сопереживать, оказывать помощь другим, желание улучшить окружающую жизнь и активно способствовать этому; честность и правдивость; самосовершенствование личности как части совершенствования мира; ответственное отношение к самому себе и своей жизни.

Основоположник школьной валеологической науки и практики. А. Сухомлинский, придавая большое значение духовному здоровью личности в книге «Как воспитать настоящего человека», считал, что «духовное богатство человека — один из важнейших показателей ее всестороннего развития». В. А. Сухомлинский считал, что немалое значение имеет физическое, психическое, нравственное и духовное здоровье учителей, потому что без него трудно достичь ожидаемых результатов и у детей. Душа каждого ребенка — это цветок, но прорастет оно или нет — зависит от духовности воспитания и обучения высокодуховных принципов морали — основы здорового образа жизни. Обязанность родителей, воспитателей дошкольных учреждений, педагогов перед будущим — не потерять души детей, а вырастить их на основе высших человеческих ценностей, духовных потребностей, обеспечивающих здоровье.

Духовная составляющая здоровья является своеобразной вершиной, которая собирает все лучшее в человеке, благодаря чему индивид становится личностью. Духовные потребности является системой сложных и неоднозначных по характеру и силой внутренних побуждений человека, которые поднимаются на удовлетворение потребностей ее непосредственного существования.

Сквозняк ом всей жизни человек стремится к духовному развитию и самосовершенствованию. Раскрывается она через неповторимые сочетания:

— видение прекрасного в окружающей среде и в самой себе (эстетизм.);

— выработка определенных правил поведения в отношении окружающего мира как по законам общества, так и по внутренним моральным кодексом (етизм);

— понимание сущности окружающего мира, места человека в природе и обществе, его жизненных ценностей, выбора образа жизни, ответственности за здоровье и жизнь свою и других людей (философское мировоззрение).

Каждая составляющая здоровья многогранная, непростая. Но лишь при условии органического сочетания этих компонентов формируется и развивается духовная потребность и духовное здоровье человека. Духовная потребность — это тот источник, который наполняет естество человечностью, не дает прорасти злу, черствости, лихачеству. Шаг за шагом, показывая образцы духовной поведения, примеры здорового образа жизни и деятельности людей духовно богатых, изучая принципы духовной морали, ставя учеников в позицию необходимости нравственного поступка вообще и здорового образа жизни в частности, обучая думать не поверхностно, а глубоко, духовно, мы подведем воспитанников до того момента, когда они скажут «я хочу так поступить», «я вынужден так действовать», «я не могу сделать по-другому, потому что так велит совесть и внутренний голос». То есть заявит о себе духовная потребность быть честным, добрым, сострадательным, милосердным, заботливым, искренним и тому подобное.

Итак, внутренним регулятором духовности человека является его совесть. Выдающийся немецкий философ Кант говорил, что совесть — это закон, который живет в нас самих, а французский філософГольбах называл совесть нашим внутренним судьей.

Совесть — это требования, которые человек предъявляет к самому себе. Духовно развитый человек сам контролирует свои действия, свой образ жизни, стремится не допустить их отклонения от определенных общественных и моральных требований и норм, независимо от того, контролирует ли еще кто-то ее действия, или нет. А делает это она вследствие развитой духовности, совести.

Современная наука доказала правильность учения древних философов, прежде всего надо стремиться закладывать в свои души милосердие, доброту, справедливость, понимание души другого человека, лучших обычаев предков, то есть беречь духовное здоровье. От духовного состояния зависит его физическое развитие. Без души нет личности, без личности нет прогресса цивилизации, без движения нет жизни. Духовность как форма проявления морального потенциала человека направлена на доброжелательность, соучастие и бескорыстие. Чтобы стать физически здоровым, нужно искренне стремиться закладывать прочный фундамент духовности, тогда преодолеешь болезни, будешь здоровым и счастливым. Высокая духовность — это цель всех оздоровительных систем.

Высокий духовный уровень помогает человеку осознать ценность жизни, ее смысл, самоутвердиться как индивидуальность, найти свое место в обществе, сохранить здоровье. Этому, безусловно, способствует умение критически оценить свою личность, способность вести себя бесконфликтно с окружением, стремление к самосовершенствованию. Одной из стержневых составляющих формирования духовного воспитания человека является его сознание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика