Узбекская музыка

Узбекская музыка, узбекские песни , музыкальная культура узбеков, зародилась в глубокой древности. Доказательство тому — памятники материальной культуры, обнаруженные на территории Узбекистана. Узбекская музыка тесно связана с музыкальной культурой всей Центральной Азии, но в то же время глубоко оригинальна.

В музыкальном наследии узбекского народа, как и многих других народов Востока, выделяются два великих пласта: фольклор (то есть собственно народное искусство) и профессиональное искусство устной традиции (макоми и другие произведения развитой формы). . В обоих слоях можно выделить 4 основных местных стиля: Хорезмский, Бухарско-Самаркандский, Фергано-Ташкентский, Сурхандарьинско-Кашкадарьинский. Зоны отличаются друг от друга некоторыми особенностями повседневной жизни, достопримечательностями, музыкальными и инструментальными жанрами и музыкальными инструментами. В частности, в Бухарской и Хорезмской областях широко использовались семена мака, в Сурхандарской и Кашкадарьинской областях фаворитами были пьесы для домбры и достона, а в Ферганской долине — несколько жанров. песен с музыкально-поэтическими особенностями, характерными для данной местности. Род катта-ашула, или панис-ашула, исключительно ферганско-ташкентский.

Народное музыкальное творчество

Народная музыка Узбекистана в основном монодина. Для него характерны многогранная тематика и разнообразие жанров. В народной музыке, в зависимости от выполняемых ею функций, можно выделить две группы песен и инструментальных произведений, как и в других странах: те, которые исполняются одновременно или при определенных обстоятельствах, и те, которые исполняются в любое время, независимо. определенных обстоятельств.

Ритуал

Первые связаны с обрядами, трудовыми процессами, торжествами, различными церемониями, зрелищными театральными постановками, играми. Для этой группы характерно большое количество песенных жанров:

семейные обряды (свадьба «Эр-эр», «Келин салом», «Улан» и другие;
похоронные причитания — «уги», «садр»),
календарь (обрядовые обряды весеннего равноденствия «Навруз» и др.),
труд («Майда и Ези», поются на обмолоте и сенокосе; «Яргучок» — женские песни на ручной мельнице),
колыбельные («Алла»),
песни детских игр и др.
Каждый из этих песенных жанров характеризуется в первую очередь ограниченными темами применения и «прикрепленными» постоянными мелодиями. Отклонение от основной темы связано с лирическими или морализаторскими размышлениями, а иногда и с нотками социального протеста.

Не аккуратно
Песни второй группы, наоборот, разнятся по самой разной тематике. К ним относятся исполнительские песенные жанры: терма, кошук, лапаро, ялла, ашула. В качестве текстовой основы в этих жанрах используется 7-8 сложных строчек популярного стихосложения Бармака.

Термин: отличается речитативной мелодией с узким диапазоном и лаконичностью.
Кошук — семейная песня парной структуры с мелодией относительно небольшого диапазона, охватывающая строфу (или 1-2 куплета строфы) четверостиший (с обычным римування: ааба или абб, абаб) стихосложения. пользователя Barmak. Мелодии отличаются размеренным и четким ритмом без певческих слогов. В большинстве случаев в кошуци есть слова в конце каждого куплета и припев после каждой строфы (или половины).
Лапаро — танцевальная песня-диалог. У них стихотворная структура, как правило, без припева (в Хорезме лапарос также исполняет певец). В некоторых регионах термин «лапаро» также применяется к свадебным песням «Улан», которые поются в форме диалога между мужчиной и женщиной или хоровыми группами в унисон (представляющими жениха и невесту).
Ялла — песенный танец, имеет два вида песен. Одному из них присущи мелодии узкого диапазона (это свойственно кошуку), в них есть обязательный припев, исполняемый хором в унисон, и песня в исполнении солиста (яллачі), поют и танцуют одновременно. Другие типы песен Яллы не делятся на вступление и припев, но в процессе представления мелодии припев чередуется с сольным пением. Такая песня сопровождается танцем одного или нескольких танцоров (танцоров).
Ашула — лирическая песня с развернутой (в основном протяженной) мелодией широкого диапазона с синкопированным ритмом. Например, Ашула «Арзимни Айта» («Выскажу свою жалобу»). Поэтические тексты Ашули — это не только популярные стихи, созданные по правилам Бармака, но и стихи профессиональных поэтов Востока, составленные по законам Аруза. Наиболее развитые образцы ашула относятся к области профессиональной музыки устной традиции.