Психолог

Агрессия – это энергия преодоления, борьбы, отстаивания своих прав и интересов. Эта сила необходима ребенку для того, чтобы достичь своей цели, противостоять препятствиям. Нежелательной является не сама по себе агрессия, а неприемлемые формы ее проявления: привычка кричать, оскорблять, драться. Поэтому задачей воспитания ребенка является не устранение ее агрессии, а обучение адекватно проявлять свои негативные чувства: гнев, негодование, неприятие. Именно потому, что ребенок не умеет осознать и выразить протестные чувства в отношении значимого лица (родителя или учителя), у нее может возникать «беспредметная агрессивность» – распространение чувства злости на слабые и безопасные объекты – на детей, животных, предметы. Причиной повышения раздражительности также могут быть физические или психологические проблемы https://www.s-boutique.ru/kontakti/ ребенка, которые истощают ее, повышают возбудимость и импульсивность.

Чем могут помочь родители

  1. Не ругайте ребенка за то, что она посмела гневаться на Вас. Наоборот, отнеситесь к ее возмущение с пониманием и уважением: помогите ей осознать и сформулировать свои претензии к Вам.
  2. Только тогда, когда эмоции улягутся, расскажите ребенку о том, как Вы переживали, когда она проявляла свой гнев. Найдите вместе с ней удачную форму высказывания претензий.
  3. Понаблюдайте за собой. Очень часто мы сами придушуємо свое раздражение, терпеть его до тех пор, пока оно не взорвется, как вулкан, которым уже нельзя управлять. Намного легче и полезнее вовремя заметить свое неудовольствие и проявить его так, чтобы не унизить ребенка, не обвинить, а просто проявить свое недовольство.
  4. Учите ребенка понимать себя и других. Если ребенок научится осознавать свои чувства и чувства других, она сможет сознательно выбирать мирные формы борьбы и защиты.

Чем может помочь психолог

  • Определить основные причины агрессивного поведения ребенка.
  • Разработать такие игры, в которых ребенок сможет не просто проявить свой гнев, а экспериментировать с формами его проявления.
  • Помочь ребенку через фу научиться понимать свои и чужие негативные переживания.
  • Вместе с родителями найти возможность оптимизации воспитательного воздействия на ребенка в семье.

ТРЕВОЖНОСТЬ

Детские страхи являются нормальной реакцией ребенка, которая осознает недостаточность своих возможностей. По мере развития умений ребенка одни страхи исчезают, а другие появляются, потому что ребенок осознает новые опасности. Отсутствие страхов не является показателем благополучия. Здоровый ребенок – та, которая не боится бояться. Вредными страхами являются те, что ограничивают развитие возможностей ребенка (она не пробует добиться того, чего хочет) или подрывают его здоровье, ухудшают сон, снижают аппетит, портят настроение, выводят из равновесия. Такие страхи требуют специального внимания родителей и психологов.

Чем могут помочь родители

  1. Поскольку «нездоровые страхи» характеризуются тем, что дети «боятся бояться», то в первую очередь помогите ребенку спокойно воспринимать сам факт наличия страхов. Если она решит, что бояться – это недопустимо плохо или стыдно, она будет избегать страшных ситуаций и никогда не сможет научиться преодолевать их.
  2. Не пугайтесь страхов своего ребенка, не старайтесь отвлекать ее внимание от воспоминаний о страшном сне или страшную фантазию. Если мы відганяємо страх – он преследует нас и атакует тогда, когда мы меньше всего защищены от него.
  3. Помогите своему ребенку встретиться со страхом в безопасной обстановке: когда вы рядом, когда она чувствует себя способной противостоять страху. Пусть она расскажет ли нарисует вам то, что ее пугает, и получит от вас понимание и поддержку.
  4. Необходимо, чтобы ребенок понял, что бояться не стыдно, что все (и вы тоже) чего-то боялись, пусть она поверит в то, что тоже сможет освоить свой страх.
  5. Пусть вас не смущают неудачные попытки ребенка преодолеть свой страх. Хвалите ее за незначительные достижения, отмечайте малейший прогресс: «Страх стал немного меньше. Итак, ты его постепенно преодолеваешь».

Чем может помочь психолог

  • Определить личностные причины чрезмерной тревожности ребенка.
  • Сформировать у ребенка уверенность в своих силах победить свои страхи.
  • Организовать игровую деятельность, в которой можно моделировать страхи и тренироваться в их преодолении.
  • Активизировать те ресурсы, которые необходимы ребенку для успешного преодоления своих страхов.
  • Помочь родителям найти психологически правильные способы реагирования на страхи своего ребенка.

НЕПРАВДИВОСТЬ

Детскую ложь родители часто воспринимают как катастрофу, как проявление худших черт характера: хитрости, коварства, трусости.

«Почему она врет, – удивляются родители? – Ведь мы ее даже не наказываем!» Однако целесообразнее ставить вопрос иначе: не «почему она врет?», а что ей мешает признаться?» Это может быть страх упасть в собственных глазах («Я? – хорошая, я не могла этого сделать»); страх потерять любовь родителей («Мама любит меня добрую, а теперь оказалось, что я плохая!»); страх противостоять взрослым («Я не хочу это делать, но я не могу отказать старшим – легче соврать, что уже сделала») и тому подобное.

Как правило, ребенок не осознает этих причин, поэтому спрашивать у нее «Почему ты солгала?» – не стоит. Необходимо самим определить ограничения ребенка и помочь ему их преодолеть.

Чем могут помочь родители

  1. Не провоцируйте лживость ребенка в тех ситуациях, где, как Вы знаете, ей трудно признаться. Когда Вы загоняете ее в ловушку вопросом: «Ты опять брал плеер?!», – ребенок не может удержаться от лжи: «Нет! Не брал!» А дальше уже можно только настаивать на своем.
  2. Вместо того, чтобы «чувствовать ложь», необходимо поупражняться в умении правдиво признаться». Выберите ситуацию, где ребенок почувствует вину, создайте благоприятную атмосферу, помогите ей найти слова для признания вины: «Я сама не знаю, как это произошло. Мне очень жаль. Я не хотела тебя огорчить…» и тому подобное.
  3. Обеспечьте приятное эмоциональное подкрепление победы ребенка над собой. Если она почувствует, что признавать свои ошибки не страшно, а даже приятно, она легче пойдет на это в следующий раз.
  4. Не надейтесь, что после признания своих ошибок ребенок их не повторять. Непослушание – это уже другая проблема воспитания.

Чем может помочь психолог

  • Определить, каких именно психологических ресурсов не хватает ребенку, чтобы осмелиться говорить правду.
  • В игровой форме помочь ребенку преодолеть свои ограничения.
  • Отработать в игровых ситуациях необходимую для ребенка форму признания своих ошибок.