Главной новостью на прошлой неделе стал скандал с поступлением в колледж, связанный с тем, как богатые и влиятельные родители прокладывают своим детям путь к успеху, часто с помощью плуга, сделанного из наличных денег. Этот скандал был связан с тем, что родители и консультанты по подготовке к колледжу совершили мошенничество, чтобы дать этим детям гарантированное место в престижных колледжах. Является ли это новой тенденцией в воспитании детей? Как родители могут дать своим детям инструменты и источник для улучшения успеваемости в школе, не жертвуя эмоциональным здоровьем детей (или не совершая преступления)?
В минувшее воскресенье газета “Нью-Йорк таймс” опубликовала статью в разделе «Стиль» об этой новой опасной тенденции под названием «воспитание как снегоочиститель», когда родители не позволяют своим детям учиться в реальной жизни, потому что не хотят, чтобы ребенок потерпел неудачу. Они забирают у ребенка задачу и, следовательно, опыт обучения и передают его в руки эксперта, чтобы обеспечить ‘идеальный’ конечный результат.
Чтобы помочь своим детям добиться успеха, эти родители вмешиваются до такой степени, что детям никогда не приходится сталкиваться с препятствиями, способствующими росту, и преодолевать их.
Этот стиль является еще более нездоровым «вертолетным» воспитанием, когда родители нависают над своими детьми и вмешиваются всякий раз, когда видят, что ребенок отклоняется от того, что они считают правильным поведением, при уборке снега ребенку или подростку не требуется выполнять работу. Одним из примеров из статьи в «Нью-Йорк таймс» была мать, которая уговаривала своего ребенка начать сбор средств, но сама пошла и попросила денег у доноров. Оба стиля воспитания не дают детям ценного опыта обучения на ошибках, неудачах и необходимости заново изобретать себя, терпеть эмоции, связанные с тем фактом, что жизнь не всегда идет своим путем. Это не готовит их к тому, чтобы уйти из дома и добиться успеха в учебе или обществе в колледже и за его пределами.
Общим для обоих стилей является то, что родителями движет страх. Это воспитание, основанное на страхе, и родитель может не осознавать этого сознательно.
Есть два признака, которые показывают, что страх является основным мотиватором. Одним из признаков является то, что родитель вовлечен в высокий уровень контролирующего поведения, а вторым — то, что личные границы нарушаются ненадлежащим образом.
Какова биологическая цель страха? Предполагается, что мозг вызывает страх, когда существует явная и реальная опасность для нашего благополучия или наших детей. Контролирующее поведение должно быть активным только тогда, когда ребенку действительно угрожает опасность.
Является ли этот экзамен SAT угрозой безопасности подростка? Нет. Результат этого экзамена может повлиять на выбор школы у ребенка, но это не угроза его непосредственному выживанию. Когда родители контролируют подготовку к экзаменам или даже, в недавних случаях в новостях, платят другим за сдачу экзамена за своих детей, они действуют из страха. Примитивный мозг, который контролирует реакцию страха, реагирует так, как будто их дети не выживут в колледже, не относящемся к лиге Плюща.
Второе поведение, которое сигнализирует о воспитании, основанном на страхе, — это нарушение границ. В воспитании снегоочистителя родитель фактически берет на себя поведение и выбор, которые принадлежат ребенку. Заставить кого-то сдавать за них экзамены, сделать фотошоп на спортивном мероприятии, чтобы они выглядели так, как будто он или она участвуют в программе по легкой атлетике. Делать что-то незаконное, например, подкупать тренеров. Это крайние примеры нарушения границ. Как правило, люди нарушают здоровые границы только тогда, когда чувствуют, что угроза невыполнения этого требования больше, чем связанный с этим риск. Человек часто бывает импульсивным, и нарушение разыгрывается, не тратя времени на обдумывание последствий или других жизнеспособных вариантов.
Цель родителей-вертолетчиков и снегоочистителей — одна из общих для всех родителей: помочь своим детям преуспеть в школе и получить высшие оценки, необходимые для того, чтобы в конечном итоге быть принятыми в конкурентную среду колледжа. Спросите любого родителя, и он обычно скажет, что хочет, чтобы его дети были счастливы. Это конечная цель.