Вопрос уборки помещений в лечебно-профилактических учреждениях, на первый взгляд, прозаичное, содержит в себе немало сложностей и имеет огромное значение в сохранении безопасности больничной среды.
Санитарная обработка поверхностей в помещениях лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) является одним из звеньев в цепи санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на профилактику внутрибольничной инфекции (ВБИ).
Чистота в лечебных помещениях является его своеобразной «визитной карточкой». Это первое, на что обращает внимание пациент, посещая поликлинику или поступая в стационар на лечение.
Под санитарной обработкой поверхностей в помещениях больниц и поликлиник подразумевается их очистка от грязи, пыли, субстратов биологического происхождения и дезинфекция, т. е. уничтожение на поверхностях микроорганизмов — возбудителей инфекционных заболеваний.
К сожалению, качественному проведению санитарной обработки поверхностей в помещениях поликлиник и больниц мешает ряд существующих проблем. Помещения ЛПУ часто не соответствуют требованиям «Санитарных правил устройства, оборудования и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров» не столько по площади и количеству помещений, сколько по их качеству (поверхности в помещениях имеют трещины, сколы, шероховатости, поврежденную плитку, устаревшую , плохо функционирующую систему вентиляции и т.д.). Больницы и поликлиники не оснащены специальными техническими средствами для проведения уборок, рабочих растворов дезинфицирующих средств и другое. Часто в ЛПУ нет в наличии контейнеров с жидким мылом, разовых бумажных салфеток, полотенец, туалетной бумаги.
Санитарная обработка помещений ЛПУ проводится с применением моющих или дезинфицирующих с моющим эффектом средств.
Для санитарной обработки помещений ЛПУ можно применять только специально для этого предназначенные средства о которых подробнее можно узнать тут
Средства для дезинфекции поверхностей в лечебных помещениях должны соответствовать следующим требованиям:
1. Обеспечивать гибель возбудителей внутрибольничных инфекций: бактерий, вирусов, грибов — при комнатной температуре;
2. Обладать моющими свойствами или хорошо совмещаться с моющими средствами;
3. Иметь относительно низкую токсичность (4-3 класс опасности) и быть безвредными для окружающей среды;
4. Быть совместимыми с различными видами материалов (не портить обрабатываемые поверхности);
5. Быть стабильными, невогненебезпечними и простыми в обращении;
6. Не оказывать фиксирующего действия на органические загрязнения.
Для достижения противоэпидемического эффекта дезинфекционного мероприятия необходимо правильно выбрать дезинфицирующее средство, соответствующее поставленной задаче. Для этого медицинский персонал должен хорошо знать основные свойства и особенности конкретных дезинфицирующих средств.
Порядок проведения санитарной обработки
Порядок проведения санитарной обработки поверхностей в помещениях (пол, стены, двери и др. твердые мебель, поверхности аппаратов, приборов, оборудования и т.д.), необходимость использования моющих или дезинфицирующих средств, частота проведения обработок зависят от профиля ЛПУ и функционального назначения конкретного помещения.
Наиболее жесткие требования предъявляются к санитарному состоянию и, соответственно, к проведению санитарной обработки, инфекционных, хирургических, акушерских стационаров, процедурных, перевязочных, смотровых, стоматологических кабинетов, отделений для больных с ослабленной иммунной системой и интенсивной терапии, детских отделений, где имеется наибольший риск возникновения ВБИ, обусловленный высокой степенью обсемененности объектов микроорганизмами или повышенной восприимчивостью к инфекциям.
Генеральная уборка
Генеральная уборка операционного блока, перевязочных, родильных залов, процедурных кабинетов, манипуляционных, диагностических кабинетов и т.д. проводится 1 раз в неделю, в помещениях палат, кабинетов и т.д. — 1 раз в месяц, в помещениях инфекционных стационаров — 1 раз в 7-10 дней, в ванных комнатах, туалетах, подсобных и вспомогательных помещениях — 1 раз в 10-15 дней.
Правильное использование средств
Прежде, чем приступить к работе, медицинский персонал, проводящий обработку, должен внимательно изучить методические указания по применению выбранного конкретного средства, обращая внимание на спектр антимикробного действия (обеспечит ли средство гибель имеющегося на поверхностях микроорганизма), параметры токсичности (можно ли применять средство в присутствии больных, какие использовать меры предосторожности при работе с ним и т.д.), обладает ли средство моющим действием, а также имеющиеся характерные особенности средства.
Подготовка растворов дезинфицирующих средств
Растворы дезинфицирующих средств готовят в специальном помещении, оборудованном приточно-вытяжной вентиляцией или в вытяжном шкафу. Персонал, готовящий раствор, должен работать в спецодежде: халат, шапочка, марлевая повязка, резиновые перчатки, а если есть указания, то и респиратор определенной марки и защитные очки.
Растворы дезинфицирующих средств готовят путем смешивания дезинфицирующего средства с водопроводной водой в специальной технической посуде (емкости). Если средство обладает коррозионной активностью (хлорактивними, кіслородактівние средства), для рабочих растворов используют емкости из коррозионностойкого материала (пластик, стекло, эмаль без повреждения). Более удобны для применения градуированные емкости, позволяющие дозировать смешиваемые ингредиенты. Необходимое для приготовления рабочего раствора количество дезинфицирующего средства в виде порошка взвешивают на весах или пользуются специальными мерными ложками, которые прилагаются к упаковке средства. Дезинфицирующие средства в виде водных или спиртовых концентратов для приготовления раствора отмеряют с помощью мерного градуированного стакана, пипетки или шприца. Иногда дезинфицирующие средства выпускаются во флаконах с вмонтированной в них или съемной (в виде второй крышки-колпачка) мерной емкостью или в емкостях с насосом.
Приготовление дезинфицирующего средства:
Для получения нужной концентрации при приготовлении рабочего раствора важно соблюдать рекомендованное соотношение средства и воды (см. методические указания по применению конкретного средства). Обычно при приготовлении рабочего раствора сначала в емкость наливают требуемое количество воды, затем добавляют к ней дезинфицирующее средство, размешивают и закрывают крышкой до полного растворения. Наиболее удобно готовить рабочие растворы дезинфицирующих средств, производимых в форме таблеток или в разовых упаковках.
В зависимости от химической природы рабочие растворы некоторых средств могут быть приготовлены впрок и храниться в закрытой емкости в специальном помещении до применения определенное время (сутки и более), другие должны быть использованы сразу после приготовления.
Особенности обработки различных поверхностей в лечебных учреждениях
Поверхности в помещениях (пол, стены, двери и т.д.), твердые мебель, поверхности аппаратов, приборов обеззараживают способом протирания ветошью, смоченной в растворе дезинфицирующего средства или способом орошения.
Воздух и дополнительно поверхности в помещениях больниц и полліклінік обеззараживают ультрафиолетовым облучением с помощью бактерицидных облучателей, которые по месту расположения могут быть потолочными, настенными и передвижными, а по конструкции — открытого (применяют в отсутствие больных), закрытого (возможно применение в присутствии людей) и комбинированного типа.
Санитарно-техническое оборудование протирают ветошью или чистят щетками (ершами), смоченными в дезрастворе или используют чистящие-дезинфицирующие средства в виде порошка, пасты, геля или другой готовой формы, рекомендованные для этих целей и обладающие наряду с дезинфицирующими свойствами хорошими потребительскими качествами (моющими , отбеливающими, чистящие, дезодорирующие). Чаще всего это хлорактивные или кислородные средства.
Уборочный инвентарь: тряпки, салфетки, губки, мочалки и т.д. — после уборки помещения и обработки объектов замачивают в дезинфікуючому растворе, по истечении экспозиции стирают или моют, прополаскивают водопроводной водой, высушивают и хранят в определенном месте. Использованные тряпки, салфетки и т.д. можно продезинфицировать также способом кипячения. Емкости, из которых производилась обработка помещений, освобождают от использованного дезинфицирующего раствора, моют и высушивают. Ерши, щетки замачивают в дезинфікуючому растворе на определенный срок, после чего споласкивают водопроводной водой. Все средства для уборки помещений должны находиться в отдельной комнате, каждое на своем, для него отведенном месте, и быть промаркированы в соответствии с тем, для обработки какого объекта и какого помещения они предназначены. Для каждого помещения и для отдельных объектов должен быть отдельный уборочный инвентарь.
Генеральные уборки в больницах и поликлиниках проводятся согласно плана-графика. В каждом подразделении должно быть определенное количество наборов уборочного инвентаря, в зависимости от числа помещений, в которых должна проводиться уборка. Генеральную уборку проводят в отсутствие больных при открытых фрамугах. Сначала из помещения удаляют мусор и медицинские отходы, собранные в контейнеры. Мебель отодвигают от стен. Тщательно моют стены, двери и т.д., уделяя особое внимание выключателям, дверным ручкам, замкам. Тряпкой, смоченной в дезинфікуючому растворе, протирают светильники, арматуру, отопительные батареи, мебель, поверхности аппаратов, приборов, освобождая их от пыли. Один раз в месяц моют изнутри окна (снаружи окна моют 1 раз в полгода). Заканчивают уборку мытьем пола, начиная из дальнего конца комнаты, тщательно вымывая углы, плинтусы и пол около них по всему периметру комнаты, затем моют ее центральную часть.
В помещениях, требующих особо строгого соблюдения правил асептики (операционные, перевязочные, родильные залы, палаты новорожденных и недоношенных детей, отделения реанимации, бактериологические лаборатории и т.д.), после влажной уборки включают ультрафиолетовые облучатели (время облучения устанавливается в зависимости от различных факторов в соответствии с действующими методическими указаниями — см.. выше). Если поверхности в помещениях обрабатывали способом орошения, по окончании дезинфекции производится влажная уборка.