Центр специальных исследований и экспертиз

В 20 веке значительное развитие получили такие отрасли знаний о человеке, как психология, социология, этнология. Социальная педагогика также занимает особое место среди этих дисциплин.

Определение

Социальная педагогика — это раздел педагогики, объектом которого является процесс социального воспитания. Социальная педагогика направлена на организацию обучения в образовательных учреждениях, а также на воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей. Решая свои специфические задачи, социальная педагогика становится эффективной только в том случае, если она интегрирована с данными других отраслей гуманитарного знания.

Среди основных категорий социальной педагогики выделяются следующие: общество, социализация, социальный институт, социальная роль, опека и попечительство, социальная работа, социальная поддержка и др.

Становление и развитие дисциплины

Первые социально-педагогические идеи начали появляться в трудах древнегреческих и итальянских философов. Начиная с 18 века, когда сформировалась школа классического типа, ученые, исходя из потребностей своего времени, продолжают обращаться к проблемам социального воспитания. Так, в 1899 году немецкий педагог Пауль Наторп публикует книгу «Социальная педагогика», которая знаменует появление новой социальной науки. Подробнее про центр специальных исследований и экспертиз читайте на страницах специализированного сайта.

Согласно Наторпу, человек становится личностью только в обществе и сама цель его жизни — жить для общества. И поскольку воспитание личности зависит от социальных условий и причин, эти факторы должна изучать социальная педагогика. В это время создавались и развивались образовательные учреждения для различных категорий детей (например, в России впервые были открыты приюты для внебрачных детей).

Развитие социальной педагогики происходит в следующих областях:

1. изучение исторического наследия педагогической теории и практики;

2. исследование эффективных методов и технологий социально-педагогической деятельности;

3. выявление взаимосвязи между различными явлениями социальной педагогики и определение руководящих принципов ее развития.

Функции социальной педагогики

Среди методологических основ науки выделяются философия образования и российская философская антропология. Теоретическими основаниями являются цивилизаторский и культурологический подходы, когда конкретное общество рассматривается как частный случай истории. Существует также мета-подход, который исследует вечные проблемы воспитания людей в разные эпохи. В то же время, какой бы подход ни был взят за основу, социальная педагогика выполняет следующие функции:

1.теоретико-когнитивная функция заключается в накоплении и синтезе знаний, на основе которых рисуется наиболее полная картина процесса социального воспитания в современном обществе;

2. прикладная функция связана с поиском путей совершенствования педагогического аппарата;

3. гуманистическая функция выражается в разработке целей социально-педагогических процессов и создании благоприятных условий для развития и самореализации личности.