НАЗНАЧЕНИЕ САМОРАЗВИТИЯ НА ЖИЗНЕННОМ ПУТИ ЧЕЛОВЕКА

Каково же предназначение саморазвития на жизненном пути человека? Продвигаясь к цели познания саморазвития, психология останавливается перед необходимостью понять, какова функция саморазвития, то есть его предназначение и смысл в эволюции личности. Психологи задаются вопросом, что заставляет человека пускаться в» авантюру саморазвития » [Гуревич, 1998]. Почему человек не довольствуется развитием как таковым? Почему человек не служит основой развития, а хочет подчинить его себе? Почему хочет управлять развитием? Напомним, что развитие гарантировано каждому элементу любой системы и систем любой природы. Оно есть форма существования материи и происходит независимо от воли, усилий, сознания. При развитии изменения не являются спланированными событиями в жизни» системы. Они происходят неотвратимо, закономерно, невольно в тот момент, когда в системе создается определенное отношение противоречивого характера между ее элементами или между возможностями системы и требованиями среды (и т.п.). Изменения происходят спонтанно, так как при определенном состоянии системы не могут не произойти. Можно сказать, что при развитии изменения естественны и природосообразны.

В отличие от развития саморазвитие адженис — процесс искусственный в том смысле, что он творит себя волей, сознанием, усилием человека. Саморазвитие не задано изначально. Оно есть возможность, потенция, шанс. Саморазвитие требует приложения труда, чтобы быть приведенным из потенциального данного человеку в актуальное состояние. Подобно тому, как труд есть форма жизни человека, саморазвитие есть форма развития человека. Как и труд, саморазвитие опосредованно и культуросообразность. Оно требует затрат — вложения воли, усилий и применения специальных средств-актов сознания. Однако, как показывают многочисленные экспериментальные данные, с точки зрения скорости и точности, бессознательное регулирование является более эффективным [Аллахвердов, 2008]. Саморазвитие же требует включения сознательной регуляции. Следовательно, такое включение должно быть чем-то оправдано помимо скорости и точности функционирования.

Как поднять себе настроение

Более того, чтобы запустить механизм саморазвития, нужно не только активизировать сознание, но и направить его на самого себя, что, следовательно, переводит психическое функционирование в режиме рефлексии. В ходе саморазвития человек направляет все свои психические силы в русло самосознания. Оправдано ли это с точки зрения эффективности? Помимо того, что такой перевод является энергозатратным, он еще и тормозит любую другую психическую активность (кроме рефлексивной), снижая тем самым ее эффективность. Что же заставляет человека идти на жертвы в ходе саморазвития? Мировой психотерапии известно, что в ходе самоизменении человек никогда не откажется от чего-либо, если не получит что-то другое (причем на данный момент более для него привлекательное) взамен утраченного. Вступая на путь саморазвития, человек платит как минимум отказом от привычности существования, порой, энергозатратами, усилиями самосознания. Какие же выгоды он надеется получить в итоге? Чем саморазвитие привлекает человека?

Решая проблему функции саморазвитию, исследователи долгое время связывали ее только с положительными самоизменении. При таком толковании саморазвитие сближается с такими понятиями, как «личностный рост», «самосовершенствование». В то же время, как мы уже показали ранее, саморазвитие может носить как положительный, так и отрицательный для личности и социума характер. Подобно развитию саморазвитие в данном случае предстает как нейтральный по содержанию процесс, как качественное самодвижение с незаданным вектором. Оно есть движение, направленность которого выбирается самой личностью и определяется ее ценностями, жизненными целями, жизненной программой.

Рассмотренное в нейтральном ключе, саморазвитие является инструментом качественного самоизменения в направлении к альтернативному, желаемому, избираемому будущему состоянию «я» (которое может быть оценено как положительное или как отрицательное). При таком подходе функциональная специфика саморазвития по сравнению с развитием заключается не в его положительном характере. Саморазвитие ценно для личности не тем, что оно имеет положительный оттенок. В саморазвитии гораздо важнее такие атрибутивные черты, как произвольность и управляемость, которые обеспечивают достижение той цели развития, которую выбирает сама личность. Определение саморазвития как управляемого качественного изменения личности в заданном (или выбранном) ею самой направлении позволяет объяснить, почему человек запускает этот энергоемкий процесс с неясным результатом. В саморазвитии личность привлекает то, что она выступает творцом, скульптором, творцом своего «Я», идет к тому результату, который выбирает, выдумывает, воображает сама. Личность готова платить своим временем, психическими ресурсами за то, чтобы получить тот результат, который хочет и творит она, а не тот, который невольно получится (случится) в ходе развития, даже если не будет приложено к тому никаких усилий.

Таким образом, для определения функционального саморазвития существенно не столько то, в каком направлении осуществляется движение личности, сколько то, что это направление задается самой личностью. Данное понимание функции саморазвития позволяет раскрыть его эволюционный смысл в контексте жизненного пути личности.