Объяснение параллельного импорта

В этой статье рассматривается проблема параллельного импорта на сером рынке, его законность и то, как это влияет на оригинальный бренд.

Краткие сведения

  • Параллельный импорт — это товары, предназначенные для продажи в одной части мира, которые покупаются третьей стороной и импортируются вопреки намерениям бренда.
  • Законность параллельного импорта часто неясна и может зависеть от незначительных деталей.
  • Параллельный импорт может быть головной болью для брендов, и его отслеживание занимает чрезвычайно много времени.

Параллельный импорт — это товар, который импортируется и продается за пределами авторизованных каналов распространения бренда. Он больше не на белом рынке, а на сером рынке. Это может произойти с электроникой, книгами, журналами, программным обеспечением, аксессуарами, автомобилями и многим другим. В большинстве случаев это не является незаконным, если только местные суды не решат иначе.

Например, реселлер, базирующийся в ЕС, может обнаружить, что он может приобрести недавно выпущенные кроссовки Nike по более низкой цене за границей. Поэтому они обращаются к авторизованному дилеру за границей, чтобы приобрести обувь. Продажа этой обуви в ЕС будет параллельным импортом, поскольку у Nike уже есть авторизованный продукт для ЕС. Важно знать, что параллельный импорт не является контрафактным или поддельным. Кроссовки Nike являются подлинными, и реселлер приобрел их у официального дилера. Это просто с другой территории и больше не контролируется Nike.

Бренды могут продавать один и тот же продукт на рынке США и на китайском рынке, но оценивать их по-разному. Параллельный импорт может произойти, когда бизнес покупает продукт этого бренда в Китае и продает его в США или наоборот. Законность параллельного импорта зависит от доктрины первой продажи. Подробнее про параллельный импорт Сименс читайте на страницах специализированного сайта.

Является ли параллельный импорт незаконным?

В доктрине первой продажи право бренда на распространение продукта прекращается или исчерпывается, как только продукт продается в первый раз. Затем покупатель имеет право перепродать товар. Но когда и где покупатель может перепродать товары? Доктрина первой продажи приводит к двум принципам: национальное исчерпание и международное исчерпание.

В соответствии с национальным исчерпанием доктрина первой продажи применяется только к товарам в одной конкретной стране. Это означает, что Nike должна продать свой новый продукт в стране X, прежде чем это смогут сделать другие продавцы в стране X. Не имеет значения, выпускает ли Nike его в странах Y и Z. Если в стране X действуют национальные законы об исчерпании, Nike не отказалась от своего права контролировать распространение в стране X. Но если в стране X действуют международные законы об исчерпании прав, Nike отказывается от права контролировать распространение в стране X, когда выпускает новый продукт в любой другой стране.

Давайте рассмотрим другой пример. Допустим, Rolex представила новые часы в США, но не в Канаде. И давайте представим, что Канада применяет национальное правило исчерпания. В соответствии с национальным правилом исчерпания канадский реселлер должен будет подождать, пока разрешенный продукт не будет представлен на их собственной территории, прежде чем продавать его. Они не могли покупать его в США и продавать в Канаде. Им придется покупать у авторизованного канала в Канаде. Для них было бы незаконно продавать в Канаде, если бы Rolex сначала не продавал его там.

Но при международном исчерпании этот посредник может продать новые часы Rolex в Канаде раньше, чем это сделает Rolex. Они могли поехать в США, купить часы Rolex, выпущенные в США, и продать их в Канаде. Это связано с тем, что в соответствии с принципом международного исчерпания существует только одна “первая продажа” товара на весь мировой рынок. В этом примере продавец может купить часы Rolex на рынке США и продать их в любой другой стране, в которой применяются международные законы об исчерпании.

Сложность заключается в том, что местные суды принимают решение поддержать либо национальное, либо международное исчерпание. Нет международного права, требующего того или иного. Таким образом, одна страна может разрешить параллельный импорт без предварительного присутствия на рынке, а другая — нет.

Примеры параллельного импорта

В 2015 году швейцарская часовая компания Omega подала в суд на американского ритейлера Costco за продажу своих часов Seamaster без разрешения. Costco является одним из крупнейших розничных продавцов в Соединенных Штатах и продает все, от ювелирных изделий до лазаньи. На часах была специальная гравировка, защищенная авторским правом Omega. Costco закупила 117 часов у официального дилера за рубежом и смогла продать часы на 35% дешевле розничной цены. Суды США поддержали право Costco на перепродажу часов, поскольку Costco приобрела их через авторизованный канал (хотя это было не в США).

Это был случай применения международного принципа исчерпания. В соответствии с этим принципом Omega исчерпала свои права на распространение новых часов в США в тот момент, когда продала часы с гравировкой Seamaster за границу. Поскольку Costco приобрела часы на законных основаниях, они имели право перепродавать их в США. Если бы суд поддержал национальный принцип исчерпания, Costco была бы обязана купить часы у американского канала, прежде чем продавать их.

Это не единственный случай, когда Costco прибегала к параллельному импорту. Costco также поставляет часовые бренды Citizen и Seiko, но они не указаны в качестве официальных дилеров этих брендов. Citizen предлагает пятилетнюю гарантию на все свои часы, но Costco не может распространить ее на покупателя.

Другой пример касается туалетных принадлежностей. Часто путешественники ищут бренды, которые они узнают, когда покупают предметы первой необходимости в своем отеле. В этом случае магазин может импортировать фирменные туалетные принадлежности, предназначенные для иностранного рынка, и продавать их путешественникам по высокой цене. Бренды могут предлагать товары, специфичные для этой страны, через авторизованные каналы по более низкой цене, но упаковка также будет локализована. Путешественники, как правило, выбирают пакеты, которые им знакомы, даже если они будут платить больше за аналогичный продукт.

Параллельный импорт также может иметь место при наличии двух версий одного и того же продукта. Например, существуют австралийская и британская версии журнала Top Gear. Каждый предназначен для своих соответствующих рынков, но версия для Великобритании продается неавторизованными дилерами в Австралии.

Иногда параллельный импорт может быть дороже, чем его аналоги. Это был случай, когда неавторизованные дилеры в ЕС импортировали PSP Sony из Японии за год до европейского запуска продукта. Поскольку на тот момент у этих дилеров был единственный запас PSP, они назначили более высокую цену, чем планировалось для выпуска.