Установка газобаллонного оборудования (ГБО)

Установка газобаллонного оборудования (ГБО) – серьезное вмешательство в конструкцию автомобиля. Однако многие автовладельцы решаются на такой шаг, не боясь даже потерять гарантию. Ведь каждый пройденный на газе https://mln.com.ua/ километр обходится в среднем на треть дешевле, чем на бензине. Мы выслушали мнения экспертов, работников автосервисов, пользователей, провели собственные испытания и сделали выводы. Итак, преимущества и недостатки заправки автомобиля газом.

Большой плюс

Газ – наиболее реальная альтернатива бензину и дизелю. Речь в первую очередь о сжиженный пропан-бутан. Увы, сжатый природный газ, метан, не очень популярен, в первую очередь из-за неразвитой инфраструктуры заправок. Зато установок со сжиженным газом хватает – можно безбоязненно пускаться в дальние путешествия.

Основная причина перехода на газ – финансовая выгода. В былые годы от масштабов экономии дух захватывало: комплекты газобаллонного оборудования для примитивных карбюраторных моторов были недороги, а пропан-бутан стоил в три раза меньше, чем бензин. Сейчас ситуация другая. Чтобы подсоединить газовую систему питания современного двигателя необходимы совсем другой уровень компонентов и квалификации установщиков. Вкупе с новыми требованиями к безопасности баллонов это привело к значительному удорожанию комплектов.

Два литра пропан-бутана по цене литра бензина купить по-прежнему можно, но для А92 эта граница фактически пройдена. Сейчас цена газа составляет примерно 50% стоимости литра 95-го. Кроме того, аппетит мотора на новом топливе увеличится примерно на 15%. Так что о двукратный выигрыш в деньгах на каждом километре пробега говорить не приходится.

Чтобы подсоединить газовую систему питания современного двигателя необходимы совсем другой уровень компонентов и квалификации установщиков
Чтобы подсоединить газовую систему питания современного двигателя необходимы совсем другой уровень компонентов и квалификации установщиков

А теперь о недостатках

Конечно, переход на пропан-бутан не лишен недостатков. Первый из них связан с гарантией на автомобиль. Даже при предъявлении всех положенных документов от автосервиса (что само по себе большая удача) дилер, скорее всего, откажет в бесплатном ремонте. Появление в автомобиле другой топливной системы, как не крути, достаточно серьезное вмешательство в конструкцию. Поэтому не удивляйтесь, если, например, неисправности двигателя в официальном сервисе вам предложат устранять за свой счет. А судебное разбирательство – дело долгое и с непредсказуемым результатом. Поэтому владельцы свежих авто в большинстве своем выпадают из числа потенциальных посетителей газовых заправок.

Исключение – машины, оборудованные ГБО на самом автозаводе или в компании, которая сотрудничает с производителем авто. У нас таких фирм немного, и, как правило, специализируются они на коммерческой технике.

Второй весомый аргумент против – громоздкий баллон. Разместить его без ущерба для практичности невозможно. Он сразу вытеснит с законного места запаску: придется переложить ее в багажник или вовсе оставить в гараже. Обычная цилиндрическая емкость сведет на нет трансформации багажного отсека. Даже владельцам седанов это вряд ли понравится, не говоря уже о универсалы и кроссоверы. Впрочем, все зависит от конкретной модели. Например, владельцам «Логанов» первого поколения с нерозкладаючимися задними сиденьем терять нечего.

К тому же владельцам внедорожников установщики предлагают множество вариантов размещения баллона: большой цилиндрический – не только вдоль заднего сиденья, но и на боковой стенке, менее объемный – под днищем, а если тороидальные – два на полу. В последнем случае над ними настилают ровную фальшполах. Правда, на 250 мм выше штатного уровня. Хотя при таком объеме багажника это небольшая потеря.

У владельцев легковушек выбор всего из двух вариантов размещения газовых баллонов. Хотя иногда встречается эксклюзив в виде небольших емкостей вдоль борта или обоих бортов.

Еще один нюанс – доступность заправок. В развитости сети газовые значительно проигрывают бензиновым и дизельным, тем не менее проблем с пропан-бутаном нет ни в крупных городах, ни на трассах. Спланировать дальний маршрут поможет всезнающий Интернет: сразу несколько ресурсов подскажут координаты и адреса АГЗС. Правда, автолюбителю, привыкшему к современным красочных вывесок и избалованному сервисом крупных сетевых бензоколонок, они покажутся, мягко говоря, несовременными и даже неухоженными. Встречаются в Сети нарекания на качество газа. Впрочем, ситуация не хуже, чем с бензином и дизелем.

Газовый баллон сразу вытеснит с законного места запаску: придется переложить ее в багажник или вовсе оставить в гараже
Газовый баллон сразу вытеснит с законного места запаску: придется переложить ее в багажник или вовсе оставить в гараже

Несколько мифов о ГБО

Больше всего опасений связано с состоянием двигателя, переведенного на газ. Один из самых частых аргументов – вероятность прогара частей клапанов из-за повышения температуры внутри цилиндра. Квалифицированные монтажники в один голос говорят: правильная и тщательная регулировка оборудования сводит риск на нет. Да и от пользователей массовых жалоб не слышно. С пропан-бутаном дружат обычные свечи зажигания, но при желании можно заменить их специально заточенными под газовое топливо. Кстати, на газ переводят и современные моторы с надувом – и ничего, живут.

Среди очевидных плюсов – чистое горение газа, который уменьшает количество отложений в цилиндрах. Правда, это не повод вдвое увеличивать интервалы замены масла и фильтров. Кстати, ГБО тоже требует периодического обслуживания. Раз в 10 тысяч километров установщики приглашают на замену фильтров. Стоимость у всех стандартная, некоторые конторы делают первое ТО бесплатно.

Взрывоопасность ГБО не больше, чем миф. Стенки баллона намного толще, чем у бензобака, и выдерживают значительные нагрузки, как ударные, так и температурные. При утечке газа в современных системах четыре аварийных клапана среагируют на повышение давления в резервуаре, обрыв топливной магистрали или банальную остановку двигателя – и подача газа прекратится. Кроме того, закачка пропан-бутана прерывается при заполнении баллона на 80%. Этот запас – на случай расширения газа от нагрева. Но, разумеется, халтурная установка или халатность при эксплуатации способны «перехитрить» все старания инженеров по безопасности.

Большой выбор

Итальянская фирма «Ловато», пожалуй, наиболее известна в Украине. Но она далеко не единственная на рынке. Впрочем, брендов много, от обилия форсунок, клапанов, баллонов, редукторов и прочих компонентов разных производителей рябит в глазах. Желающие могут на несколько дней погрузиться в тему, подбирая себе оптимальный вариант. Благо информации на всевозможных интернет-форумах предостаточно. Более эффективный способ – обзвонить СТО. Часа с лихвой хватит, чтобы подобрать десяток вариантов, основываясь на чужом опыте эксплуатации.