Введение

С тех пор, как в июне 2017 года в результате пожара в Гренфелл-Тауэр погибло 72 человека, пожарная безопасность занимает первое место в повестке дня строительной отрасли Великобритании. Столичная полиция и Общественное расследование продолжают расследовать обстоятельства пожара, а Министерство жилищного строительства и местного самоуправления (MHCLG) предприняло шаги по выявлению и устранению скрытых рисков в существующих зданиях. MHCLG также поручила провести независимый обзор строительных норм и правил пожарной безопасности под руководством дамы Джудит Хакитт, чтобы определить, какие нормативные изменения могут потребоваться в строительной отрасли.

Каждое из этих действий требовало людей с соответствующим опытом. Правительство быстро создало независимую экспертную консультативную группу ссылка, столичная полиция привлекла услуги судебного следователя (BRE Global), а общественное расследование назначило 17 свидетелей-экспертов. Между тем, обзор Hackitt основывался на «более чем 250 заявках [которые] были получены от широкого круга заинтересованных сторон, включая строительный, жилищный и пожарный секторы, независимых экспертов в соответствующих областях и жителей’ (Hackitt 2018: 140). Следуя примеру правительства, многие профессиональные и членские организации также создали свои собственные экспертные группы. Например, Королевский институт британских архитекторов, Ассоциация строительных продуктов, Совет строительной индустрии и Королевский институт дипломированных геодезистов созвали экспертные группы по пожарной безопасности.

Это поспешное собрание экспертных групп поднимает вопросы о характере задействованной экспертизы и роли, которую эксперты выполняют в информировании руководства пожарной безопасностью. Эти эксперты потенциально важны, поскольку их рекомендации могут повлиять на формирование передовой практики отрасли, регулирование и государственную политику в целом; и, в конечном счете, из-за влияния на результаты безопасности. Таким образом, важно, соответствуют ли они нормативным ожиданиям экспертов — что они являются специалистами в определенной области знаний, но также беспристрастны и, следовательно, заслуживают доверия (Grundmann 2017: 26).

После Гренфелла общественный резонанс, спекуляции в СМИ и комментарии экспертов касались различных предполагаемых проблем с пожарной безопасностью в Великобритании, включая более широкие проблемы неравенства, жесткой экономии и дерегулирования (Ходкинсон 2019; Маклеод 2018). В этой статье мы сосредоточимся на одном конкретном результате экспертных консультаций после Grenfell: решение пересмотреть строительные нормы и правила, чтобы запретить горючую облицовку на определенных классах зданий высотой более 18 метров. Существуют отдельные дебаты о методах испытаний, которые могут быть использованы для поддержки использования материалов и изделий в зданиях (например, Brannigan2008), и использовала ли промышленность такие тесты и их данные этичным образом (стенд 2018). Здесь мы сосредоточимся исключительно на экспертных советах, которые привели к запрету. Этот запрет был первым (и по состоянию на март 2021 года единственным) значительным изменением, внесенным в строительные нормы и правила после Гренфелла, и что особенно примечательно, так это то, что он противоречил рекомендациям правительственных экспертных советов, включая влиятельный обзор Хакитта.

Наш аргумент заключается в следующем. Политики часто сталкиваются со сложными проблемами, полагаясь на советы экспертов, которые могут исходить из различных областей знаний. С точки зрения политиков, такие проблемы могут рассматриваться как «плохо структурированные проблемы» (Simon 1973), если неясно, как сформулировать проблему и какой опыт является наиболее актуальным. Таким образом, советы экспертов будут особенно полезны, если они позволят разработчику политики структурировать и формализовать проблему — превратить плохо структурированную проблему (ISP) в хорошо структурированную проблему (WSP) — потому что (Саймон1973: 186) утверждает: ‘не существует WSP, только ISP, которые были формализованы для решателей проблем’.

Проблема регулирования пожарной безопасности после Grenfell может показаться хорошо структурированной проблемой, потому что желаемый результат кажется простым. В целом, это можно резюмировать заявлением, сделанным государственным министром полиции и пожарной службы Ником Хердом вслед за Гренфеллом ‘для обеспечения безопасности людей в подобных зданиях’ (Hurd 2017). Более конкретно, в отношении запрета на облицовку, лежащего в основе этого документа, желаемый результат описан в функциональном требовании B4 строительных норм следующим образом: «Внешние стены здания должны надлежащим образом противостоять распространению огня по стенам и от одного здания к другому, с учетом высоты»использование и расположение здания».