Архитектура, или зодчество – искусство создания сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности человека. В то же время возведения зданий должно соответствовать духовным потребностям человечества, влиять на его эстетический вкус
Следует отметить, что архитектура формирует ансамбли домов, проспекты, улицы, площади городов, садово-парковые комплексы. В искусстве архитектуры выделяют три основных рода:
- Архитектура объемных сооружений, в состав которого входят жилые, общественные и промышленные здания.
- Ландшафтная архитектура связана с созданием садово-паркового комплекса.
- Градостроительство, которая занимается планированием новых городов, а также реставрацией и обновлением старых районов.
Каждый из архитектурных родов имеет свое функциональное назначение. Однако, кроме чисто утилитарных нужд, архитектура одновременно выполняет функцию эмоционального воздействия, достичь которого можно благодаря использованию специфических конструкций, элементов, приемов. Это и учета объемно-пространственной структуры сооружения, ритмичное и пропорциональное соотношение, масштаб, разработка цвета и фактуры строительных материалов.
Необходимо заметить, что искусство архитектуры находится в непосредственной связи с развитием науки. Ведь возведение архитектурных сооружений начинается с чисто технического этапа проектирования – выполнение необходимых расчетов и чертежей.
Использование всех средств, которыми обладает этот вид искусства, обуславливает создание архитектурного образа. При этом обязательно учитывают форму, размеры, цвет и отделка здания, что предопределяется спецификой и назначением архитектурного сооружения. Так, некоторые дома производят величественное и грандиозное впечатление, другие – изящное и элегантное. Отдельные имеют четкую симметричную конструкцию или сочетают в себе разнообразные сложные элементы.
В архитектурном облике проявляются как индивидуальные особенности стиля художника, его мировосприятие и мироощущение, так и специфика развития конкретного исторического периода.
Определяя особенности архитектуры, М. В. Ломоносов подчеркивал, что этот вид искусства строит здания для проживания удобные, для зрения прекрасные, для довгочасу прочные.
Первые свидетельства об истоках искусства архитектуры доходят до нас из глубины веков. В доисторический период начинают возникать примитивные жилые постройки – землянки, шалаши, общинные и свайные постройки, культовые сооружения, которые со временем совершенствовались. Так постепенно начинается процесс накопления опыта строительства и одновременно активизируется художественное начало.
От примитивных культовых куреней первобытные строители переходят к осложненных архитектурных форм: менгиров, дольменов, кромлехов. Эти первые культовые храмы имели более сложную конструкцию. Для их строительства использовали обожженный кирпич, что свидетельствовало о зарождении нового этапа в развитии цивилизации. Итак, архитектура всегда была тесно связана с историей общества, с развитием науки и техники, природно-климатическими условиями, миропониманием и мировосприятием человеком окружающей среды. Находилась архитектура также в тесной связи с другими видами искусства, в частности со скульптурой, живописью, декоративным искусством, что свидетельствует о ее синтетическую природу.
Как вид искусства архитектура начинает формироваться в древних культурах Месопотамии, Египта, Вавилона, Персии, Индии, Китая. Она непосредственно была связана с развитием рабовладения. Почти все постройки этих стран – пирамиды, храмы, зикурати, ступы, дворцы были построены для того, чтобы славить могущество богов и правителей, и поражали своим величием, размерами и масштабностью.
Новый этап в развитии архитектурного искусства связан с культурой Древней Греции и вошел в историю как начало «авторской архитектуры».
Мировосприятие древних греков нашло свое подтверждение в их архитектурных сооружениях, которые в отличие от египетских и вавилонских не унижали человека, а, наоборот, порождали жизнеутверждающее начало и чувство уверенности: ансамбль афинского кремля – Акрополя с его главным храмом Парфеноном.
В этот период был разработан специфический архитектурный прием – ордер», что в переводе с латинского означает порядок. В древнегреческой архитектуре их было три: дорийский, ионийский и коринфский. Все они имели общие элементы: капитель, колонна, архітавр, фриз, карниз и отличались лишь пропорциями и декоративной обработкой.
Следует отметить, что при строительстве одного из храмов Акрополя впервые вместо колонн были использованы женские фигуры – кариатиды, поддерживавшие перекрытия храма.
В недрах античной культуры обосновываются первые теоретические обобщения о специфике архитектуры, среди которых следует назвать трактат римского архитектора Витрувия «Десять книг об архитектуре».
Новый этап в развитии теории и практики этого вида искусства был связан с культурой Древнего Рима – Колизей, Пантеон, триумфальные арки, которые отражали идеи государственности и военной мощи Римской империи. Древнеримские зодчие ввели в архитектурное искусство такие важные элементы, как купола и кессоны.
Именно архитектура древнего мира заложила фундамент для дальнейшего развития этого вида искусства и обусловила возникновение архитектурного направления – исторически сложившейся совокупности художественных средств и приемов, – который был тесно связан со своим временем, социально-политической ситуацией и определял объемно-пространственной организации сооружений, пропорций, формы, декора.
Функцию своеобразного пластического моста между архитектурой античности и средневековья выполнило византийское зодчество.
Византийская архитектура возникла после 330 г. н. е. Значительное влияние на ее развитие имела культура античности, основные принципы которого нашли свое воплощение в самых ярких образцах архитектурного искусства Византии. Это храм се. Соф;;’ (532-537) в Константинополе, при сооружении которого использовали разноцветный мрамор и майолику; храм Сан-Витале (526-547); значительное количество соборов-базилик и дворцов.
Роскошное убранство и богатый декор византийских храмов производили большое впечатление на верующих. Именно эта отличительная черта архитектурного искусства Византии длительное время была его отличительной чертой и активно использовалась православной церковью. Большое влияние византийская архитектура имела также на развитие этого вида искусства в Болгарии, Сербии и Древней Руси.
Архитектура Киевской Руси. Яркой страницей в искусстве архитектуры история древнерусского зодчества XI в., интересен прежде всего своими культовыми сооружениями: храмами и монастырями, среди которых особого внимания заслуживает всемирно известный Софийский собор. Богато украшенный внутри мозаичным панно Марии Оранты и фресковой живописью, он является памятником византийской архитектурной традиции. В этот же период идет строительство Печорского монастыря, а впоследствии Михайловского Златоверхого собора (1108– 1113), которые имели значительное влияние на дальнейшее развитие архитектурного искусства в Киевской Руси.
Средневековая архитектура связана с развитием феодального строя и утверждением власти религии. Именно в это время начинают складываться основные архитектурные направления. Зодчество фактически становится ведущим видом искусства эпохи средневековья.
Готический стиль возникает в XII веке. Он существовал в рамках феодально-религиозной идеологии, был отмечен высокой художественно-стилевым единством, превалированием вертикальных композиций. Готический стиль распространен во многих странах Западной Европы, а его ярким образцом считается Реимський собор (Франция).
Ренессанс – новое направление в развитии искусства и архитектуры. В странах Западной Европы Ренессанс ориентировались на возрождение античной культуры (это и обусловило его название), формировал гуманистическую сознание, пытался гармонично сочетать чувственное и интеллектуальное в человеке, способствовал прогрессивному развитию художественной культуры и искусства.