Психологическое консультирование

Психологическое консультирование это относительно новая профессиональная область психологической практики, которая является одним из видов психологической помощи. Это направление уходит корнями в психотерапию и направлено на клинически здорового человека, который не может самостоятельно преодолевать повседневные трудности. Другими словами, ключевая цель этой методологии — помочь людям найти выход из сложившихся проблемных обстоятельств, которые они не могут преодолеть без посторонней помощи, распознать и изменить неэффективные модели поведения, чтобы принимать решения, меняющие жизнь, разрешать текущие жизненные трудности и достигать своих целей. В целевой области задачи психологического консультирования подразделяются на корректирующие воздействия и задачи, направленные на достижение клиентом личностного роста, саморазвития и успеха в жизни.

Основы психологического консультирования

Консультирование — это комплекс мероприятий, направленных на оказание помощи субъекту в решении повседневных проблем и принятии важных решений, например, касающихся семьи и брака, профессионального роста, самосовершенствование и эффективность межличностного взаимодействия.

Цель этого метода психологической поддержки — помочь людям понять, что происходит на их жизненном пути, и достичь своих целей, основываясь на сознательном выборе в решении эмоциональных проблем и межличностных трудностей. Кстати, психологическую помощь при инцесте вы можете получить на страницах специализированного сайта.

Все определения психологического консультирования схожи и включают в себя несколько важных моментов.

Психологическое консультирование способствует:

— сознательный выбор человека действовать по своему усмотрению;

— обучение новому поведению;

— личностное развитие.

Ядром этого метода считается “консультативное взаимодействие” между специалистом и субъектом. Акцент делается на индивидуальной ответственности, другими словами, консультирование признает, что независимый и ответственный человек способен принимать и принимать решения в определенных условиях, а задача консультанта — создать условия, поощряющие волевое поведение индивида.

Цели психологического консультирования вытекают из различных психотерапевтических концепций. Например, последователи психоаналитического направления видят задачу консультирования в преобразовании информации, которая была втиснута в бессознательные образы, помогая клиенту воссоздать ранний опыт и проанализировать подавленные конфликты, а также восстановить базовую личность.

Довольно сложно определить цели психологического консультирования, поскольку цель зависит от потребностей клиента и теоретической ориентации консультанта. Ниже приведены несколько универсальных задач консультирования, которые упоминают практикующие теоретики из разных школ:

— способствуют трансформации поведенческих реакций для более продуктивной жизни клиента, повышают уровень удовлетворенности жизнью даже при наличии некоторых незаменимых социальных ограничений;

— Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми повседневными обстоятельствами и условиями;

— обеспечить эффективное принятие важных решений;

— развивать способность устанавливать контакты и поддерживать межличностные отношения;

— способствовать росту личностного потенциала и самореализация .

Подходы к психологическому консультированию характеризуются общей системной моделью, которая объединяет шесть этапов, вытекающих друг из друга.

На первом этапе происходит изучение проблем. Психолог устанавливает контакт (отчет) с индивидуумом и достигает взаимно направленного доверия: психолог внимательно слушает клиента, который рассказывает о своих повседневных трудностях, выражает максимальное сочувствие, полную искренность, заботу, не прибегает к методам оценки и манипуляции. Консультант должен выбрать тактику стимулирования, которая способствует углубленному рассмотрению клиентом своих проблем, и учитывать его чувства, содержание замечаний, невербальные поведенческие реакции.

Следующим шагом является двухмерное определение проблемной ситуации. Консультант сосредоточен на точной характеристике проблем клиента, подчеркивая при этом как эмоциональные, так и когнитивные аспекты. На этом этапе происходит прояснение проблемных вопросов до тех пор, пока клиент и психолог не увидят и не поймут их одинаково. Проблемы формулируются с использованием конкретных концепций, которые позволяют понять их причины и, кроме того, часто указывают на возможные решения. Если при выявлении проблем возникают неясности и трудности, то следует вернуться к предыдущему этапу.

Третий шаг — определение альтернатив. В нем определяются и обсуждаются возможные решения проблем. Используя открытые вопросы, консультант побуждает субъекта перечислить все возможные альтернативы, которые он считает подходящими и реальными, помогает найти дополнительные варианты и не навязывает свои собственные решения. Во время беседы рекомендуется написать список альтернатив, чтобы облегчить их сопоставление и сопоставление. Необходимо найти такие решения проблемы, которые субъект мог бы применить непосредственно.

Четвертый этап — планирование. Оно обеспечивает критическую оценку выбранных альтернатив. Консультант помогает субъекту понять, какие представленные варианты подходят и оказываются реалистичными в соответствии с предыдущим опытом и сегодняшней готовностью к переменам. Составление стратегии реалистичных решений сложных ситуаций также направлено на то, чтобы клиент не понял, что далеко не все трудности разрешимы: некоторые из них требуют временного ресурса, другие могут быть частично решены путем уменьшения их деструктивного и дезорганизующего воздействия. На этом этапе рекомендуется в аспекте решения проблем предусмотреть, какими методами и способами субъект сможет проверить осуществимость предпочитаемого им решения.

Пятый этап — это сама деятельность, то есть происходит последовательная реализация намеченной стратегии решения проблем. Психолог помогает клиенту выстраивать деятельность с учетом обстоятельств, эмоциональных и временных затрат, а также возможности недостижения целей. Индивидуальный необходимо понимать, что частичная неудача еще не переросла в полный крах; поэтому стратегию разрешения трудностей следует продолжать, направляя все действия к конечной цели.

Последним шагом является оценка и поддержание обратной связи. Субъект вместе с психологом на этом этапе оценивает степень достижения цели (то есть уровень разрешения проблемы) и подводит итоги достигнутых результатов. При необходимости возможны детализация и уточнение стратегии решения. В случае возникновения новых проблем или обнаружения глубоко скрытых проблем следует вернуться к предыдущим этапам.

Описанная модель отражает содержание процесса консультирования и помогает лучше понять, как происходит конкретное консультирование. На практике процесс консультирования гораздо более обширен и часто не всегда руководствуется этим алгоритмом. Кроме того, выделение этапов или стадий является условным, поскольку на практике одни этапы сочетаются с другими, и их взаимозависимость намного сложнее, чем представлено в описанной модели.

Вся информация, изложенная на сайте, носит сугубо рекомендательный характер и не является руководством к действию

На главную