Что такое творческое пространство?

Так уж повелось, что творчество обычно считают делом несерьезным. Нет, конечно, как увлекательное времяпрепровождение или досуг оно именно то, вот только, в большинстве своем к нему редко относятся серьезно. Хотя, к слову сказать, без творческого подхода даже ракетостроение давно бы издало свой последний писк, а пока ничего, держится еще. Да, и что скрывать, без творчества не было бы никакого прогресса. Именно поэтому творческие пространства — это не просто хобби, а важная социально-общественная необходимость.

Что это?

Креативное или творческое пространство — это такая территория, куда может прийти любой желающий, чтобы заняться творческой деятельностью, как-то высказаться и пообщаться с такими же творческими личностями. Саймон Эванс, куратор программы Creative Cities, говорит, что это сообщества творчески ориентированных предпринимателей, которые взаимодействуют друг с другом на определенной территории.

Главная особенность творческого пространства https://shale.msk.ru/ заключается в том, что в нем все нацелены на человека не как на потребителя или сотрудника организации, а как на личность, которая может создать нечто уникальное. К слову, такие креативные пространства считаются одним из видов, так называемых, третьих мест (дом — первый, работа — вторых).В городе творческие пространства создают с целью обеспечить подрастающему поколению творческую среду, различные возможности для обучения или для самообучения. Здесь происходит взаимовыгодный обмен навыками, можно проводить эксперименты или реализовать собственное видение окружающего мира.

творческое пространство

Основные особенности

Первое и главное предназначение творческого пространства — предоставить территорию на которой свободно могут действовать представители творческих профессий, которых становится больше из года в год. Зато эти пространства получают возможность транслировать или популяризировать рожденный на их территории продукт. Плюс ко всему, новое креативное пространство — это новые рабочие места в городе или пригороде.

Если есть какие-то нестандартные особенности организации работы, то такая территория может служить самым настоящим офисным центром. Например, если члены организации занимаются оформлением интерьеров или ландшафтным дизайном, то собственно, почему бы и нет. На такой территории гораздо приятнее подписывать контракты. Ведь здесь обычно присутствуют несколько рекреационных зон, да и общение будет более неформальным.

Также творческие пространства могут выполнять рекреационную и образовательную функцию, быть местом проведения разного рода культурных мероприятий.

разновидности

Существует несколько разновидностей креативных пространств. К ним относятся:

  • Коворкинг. В широком понимании это такой подход к организации труда, при котором люди с разным типом занятости взаимодействуют на одной территории.
  • Арт-центры. Функциональный общественный центр, призванный поощрять практики искусств и предлагает различные услуги. Начинающим художникам есть где выставлять свои картины и получать компетентные отзывы относительно своего творчества.
  • Арт-кварталы, центры современного искусства.

Обычно такие пространства размещают в тех зданиях, которые давно не используют по первоначальному назначению, однако, которые были возвращены к жизни. Как правило, такими площадками являются бывшие промышленные сооружения, которые выполняют новую функцию, но сохраняют при этом свой архитектурный облик.

В чем проблема?

Формирование пространства для творческой молодежи в библиотеке — это относительно новое направление деятельности, целью которого является привлечение молодых и креативных посетителей. Креативные пространства обычно функционируют в крупных городах, но в маленьких поселках творческие ребята собираются в местной библиотеке. В основном, это связано с отсутствием финансирования, и такие идеи имеют низкую инвестиционную привлекательность.

Поэтому если и создается креативное пространство, то оно, скорее всего, является временным этапом использование определенной территории. Так, повышается интерес к какому-либо сооружению, а после оно снова меняет свои функции.

инвестиции

Основным источником дохода здесь являются платежи арендаторов. К тому же креативные пространства обычно размещены в бывших промышленных зданиях в момент, когда стоимость аренды еще невысокая, но когда поднимаются платежи, тогда организации приходится искать новое место.

Что касается инвесторов, то они оказывают территории под креативное пространство, пока не появится более выгодное предложение на горизонте. Собственно говоря, поэтому и конфликтуют резиденты творческого пространства и арендодатели. Например, в 2013 году в СПб с громким скандалом закрылось пространство «Четверть», которое находилось в особняке Пирогова.

Творческие пространства в мире

Несложно догадаться, что в благополучных европейских странах творческие пространства развиваются более активно. В конце ХХ века они стали появляться, как грибы после дождя. Например, в Великобритании с 1998 года креативные пространства было принято поддерживать на государственном уровне. Самыми яркими примерами в Европе считаются:

  • Творческое пространство лофт Teafactory в Лондоне.
  • Kaapelitehdas (Хельсинки), находится здание бывшего кабельного завода. Также в Хельсинки есть пространство Korjaamo, которое расположено в бывшем трамвайном депо.
  • Культурный центр Melkweg (Амстердам), расположенный на заброшенном молокозаводе.
  • Superstudio (Милан).

Если говорить о россии, то творческие пространства стали появляться только в 2000-х годах. Первая организация (Artplay) появилась в 2005 году в Москве, она разместилась в здании «Красной розы» (бывшей ткацкой фабрики). В последующие годы открылось еще несколько таких пространств. Некоторые из них быстро себя исчерпали, другие сменили место дислокации, а некоторые функционирует даже сегодня, правда, переезжает с места на место.

Вот только не надо думать, что творческое пространство — это собрание бесцельно прожигающего жизнь людей, которые ютятся в заброшенных зданиях и делают, что рассуждают о вечном. В некоторых случаях такие пространства давно уже превратились в прибыльные корпорации.