Кроме психофизического уровня детей и семейного окружения, способ организации дошкольного учреждения имеет огромное влияние на способ и качество адаптации ребенка к обществу. Не менее важным вопросом является то, как налажен этот процесс и кто за него отвечает. Существует большая европейская практика оказания аналогичных услуг как государственными структурами, так и частными.
Швеция — принимает детей от одного до семи лет в детский сад. Среднее количество детей в группе — 15 человек. Детей, проживающих в селах с низким уровнем населения местные власти перевозят автобусами в детский сад. Дети с особыми потребностями обычно являются членами обычных групп детского сада. В каждой группе есть два учителя (для детей с особыми потребностями — консультанты). Няня трудоустроена после девятимесячного педагогического курса для выпускников девятиклассной начальной школы (подготовка к уходу за ребенком дошкольного возраста). Все воспитатели получают знания в университете и в институтах. Детские сады в Швеции-это большое пространство для игр. Почти все женщины в Швеции работающие и выходят на работу сразу после рождения ребенка. Поэтому и садики адаптированы для деток, которым еще не исполнился 1 год. Государство тщательно контролирует качество предоставления услуг дошкольного образования.
Ребенок переступает порог дошкольного возраста с нагрузкой переживаний, привычек и т. д. В новой среде она столкнется со многими требованиями, ограничениями и правилами — это большая сложность для ребенка. И детский сад с его персоналом, и ребенок имеют свои требования и ожидания в отношении сотрудничества. Требования к дошкольному учреждению к детям одинаковы, тогда как варианты для детей очень разнообразны. Психофизическое развитие у разных детей разное. И именно к этим разногласиям адаптированы детские сады в Швеции. Форма организации как государственная, так и частная. Но независимо от этого, детский сад – это социальный стандарт, который является неотъемлемой частью цивилизованного общества Швеции.
Великобритания предлагает на выбор дошкольный уход за детьми в возрасте от трех до пяти лет. Организация детского сада происходит в тесном взаимодействии с детьми, родителями и местными властями. Все проблемы, включая строительство новых детских садов, решаются при участии и на условиях софинансирования родителей и других источников. Педагоги и воспитатели детских садов и начальных школ обязаны закончить трех-четырехлетние педагогические школы и получить диплом о соответствующем образовании. Расходы, связанные с финансированием образования, составляют 4% ВВП. Со стороны властей постоянный контроль за качеством предоставляемых услуг.
Наши ближайшие соседи имеют еще одну форму – общественный детский сад. Они успешно функционируют наряду с другими формами хозяйствования. Основным плюсом общественных садиков является то, что они (практически) бесплатны. Ребенок может остаться 5 часов бесплатно (8: 00-13: 00), а каждый последующий час стоит 1 злотый. Еда также оплачивается (примерно 4 — 9 злотых на день). В некоторых детских садах театральные кружки и английский бесплатны, в заведениях других форм придется доплачивать. Предложение дополнительных занятий, к сожалению, беднее, чем в частных детских садах.
Недостатком общественных садиков является слишком мало мест и слишком много желающих. Это затрудняет поиск места для ребенка, особенно в крупных городах, где заведений слишком мало. Также нет общественных профилированных детских садов, поэтому вы не можете больше акцентировать внимание на одной сфере, в которой ваш ребенок мог бы интенсивнее развиваться. Еще один недостаток-большее количество детей в группе. Учитель может уделять меньше внимания отдельным детям.
Украина предлагает дошкольное воспитание в двух формах: государственные дошкольные учреждения и частные. Деятельность по дошкольному воспитанию подлежит лицензированию. Поэтому для этого должны быть соблюдены все требования законодательства по организации заведения: помещение для пребывания детей в надлежащем состоянии, питание и разрешение местной власти. Разрешение выдает коллегиальный орган (местный совет или исполком). Детские сады государственного типа, в свете последних образовательных реформ, принимают детей с двух или трех летнего возраста. Все зависит от наполняемости и количества групп. Чтобы оптимизировать свои расходы в группах государственных детских садов количество детей может достигать 35 человек. Размер платы за питание детей определяет орган местного самоуправления. Значительное место занимают детки льготных категорий: ликвидаторов ЧАЭС, из многодетных и малообеспеченных семей. Странное дело, но среди этого списка отсутствует льготная категория детей-инвалидов.
Государственные детские сады не обходятся без родительских благотворительных пособий: от игрушек для малышей до коврика под дверью покупают за родительские средства. Обычно это наличные деньги, которые собирают родители (родительский комитет). Никто ни перед кем не отчитывается (за исключением отдельных групп, ведущих активную переписку через вайбер или соцсети).
На самом деле есть абсолютно законные способы софинансирования: через благотворительный фонд или через открытие в казначействе отдельного благотворительного счета.
В частных детских садах Украины значительно меньшее количество детей и значительно лучшие условия содержания. Оплата труда значительно выше, чем в государственных учреждениях. За все услуги (основные и дополнительные) платят родители или лица, которые их заменяют. Все официально: что заказываешь, то и получаешь.
Частные детские сады могут открываться при участии государственных учреждений, общественных организаций, кооперативов, предприятий, учреждений и даже физических лиц.
Независимо от формы хозяйствования, детское дошкольное учреждение должно иметь лицензию. Конечно, если его деятельность официальная.