Надевать шлем или не надевать: какие последние изменения в правилах ношения шлемов?

На протяжении многих лет велосипедное сообщество было сбито с толку дискуссиями, которые по-прежнему вызывают сильные мнения среди пользователей велосипедов и властей. В то время как велосипедные шлемы обязательны в некоторых странах, в других местах, таких как Нидерланды, к их ношению относятся более спокойно.

Это вызвало серьезную обеспокоенность по поводу безопасности дорожного движения и особенно актуально сегодня, когда многие люди пытаются быть более экологичными, а езда на велосипеде набирает популярность. Замена автомобиля на велосипед снижает выбросы углекислого газа и становится более экологичной. Тем не менее, захотели бы люди внести изменения, если бы езда на велосипеде казалась опасной?

Где в мире велосипедные шлемы обязательны?

В настоящее время несколько стран по всему миру вводят в действие ношение велосипедных шлемов для людей всех возрастов, включая Аргентину, Австралию, Новую Зеландию, Мальту, Южную Корею и Дубай. За несоблюдение этих правил предусмотрены соответствующие штрафы. В 2003 году Финляндия также приняла закон об обязательном ношении шлемов, но штраф за нарушение этого закона не предусмотрен.

В других странах, таких как Франция, Чешская Республика, Исландия, Швеция, Словения и Япония, действуют законы об обязательном ношении шлемов для детей младше определенного возраста, в то время как в таких странах, как Испания и Канада, действуют законы, действующие только в определенных областях.

В Соединенном Королевстве нет правил относительно ношения велосипедного шлема на дорогах. В 2004 году Британская медицинская ассоциация рекомендовала принять закон об обязательном ношении шлемов для людей всех возрастов, но читатели, опрошенные журналом BMA, проголосовали против него в 2011 году. Тем не менее, исследование, проведенное DEKRA, показало, что в Лондоне, столице Англии, был самый высокий уровень использования велосипедных шлемов по сравнению с несколькими другими европейскими городами, достигнув 60,9%, за ним следуют Вена (26,7%) и Берлин (24,3%).

Интересно, что в Мекке велоспорта, Нидерландах, где количество велосипедов превышает численность населения (23 миллиона велосипедов против 17 миллионов жителей), уровень использования велосипедных шлемов в Амстердаме составляет всего 1,1%. Более того, в стране не действуют законы о шлемах, обязательные для исполнения.

Должны ли велосипедные шлемы быть обязательными?

Но почему люди в Нидерландах неохотно надевают велосипедные шлемы? Может быть, это потому, что они совершают короткие поездки и поэтому не видят в этом необходимости? Они просто считают шлемы неудобными? Приведет ли обязательное использование шлемов к снижению популярности велоспорта?

Независимо от причины, общее мнение в Нидерландах против использования велосипедных шлемов, как и в других странах. В Южной Корее, например, 28сентября 2018 года ношение велосипедного шлема стало обязательным, но это решение вызвало резкую реакцию велосипедистов, и 10 велосипедных сообществ даже провели митинг в Сеуле.

“Обычно я езжу на велосипеде, когда у меня дела по соседству, поэтому не думаю, что обязательно постоянно надевать шлем”, — прокомментировала Ю Чжин Хи, которая часто ездит на велосипеде по велосипедной дорожке у реки Хан.

Власти и организации также проявляют некоторое безразличие к обязательному введению велосипедных шлемов. Например, Европейская федерация велосипедистов (ECF) считает, что велосипедисты должны иметь возможность выбирать, надевать шлем или нет.

Директор по политике ECF Кери Уолсгроув прокомментировала: “Все города по всей Великобритании и ЕС пытаются предоставить людям возможность пересесть с опасных, загрязняющих окружающую среду моторизованных транспортных средств на более безопасные виды транспорта, такие как ходьба пешком, езда на велосипеде и общественный транспорт, и установка препятствий на пути велосипедистов, какими бы благими намерениями это ни руководствовалось, не поможет этому”.

Но разве мы не должны беспокоиться о безопасности велосипедистов, которые отказываются носить шлем или когда не действуют законы, обеспечивающие безопасность? Опрос Courier показал, что более 85% респондентов согласились с тем, что шлемы должны быть обязательны при езде на велосипеде. Опрос был проведен в ответ на душераздирающую историю 15-летнего Кейрана Ламонда, который ехал домой на велосипеде и врезался в фонарный столб в октябре 2020 года. На нем не было шлема, и он получил серьезные травмы головы, в результате чего ему потребовался пожизненный уход. После инцидента его семья подала петицию за обязательное использование велосипедных шлемов.

Шотландский рекордсмен мира по велоспорту Джош Куигли также является решительным сторонником обязательных велосипедных шлемов. В ответ на заявление министра туризма Шотландии Патрика Харви о том, что нет доказательств в поддержку законов об обязательном ношении шлемов, Куигли сказал: “Я очень сторонник шлемов, и я просто не могу смириться с тем фактом, что кто-то захочет выезжать на дорогу без шлема”.

Два года назад велосипедист попал в дорожно-транспортное происшествие при попытке совершить кругосветное путешествие и был сбит машиной. У него было сломано 10 ребер, проколото легкое, перелом таза и черепа, но “если бы не шлем, я уверен, что у меня нет шансов остаться в живых”, — сказал Куигли.