Это интересно

И снова о заикании

Речевая тревога и страх речи

Детские страхи, как правило, вполне конкретны и по большей части связаны с тем, что угрожает жизни ребенка или тому, от кого зависит его жизнь, например родителям. С речью у ребенка складываются более сложные отношения. Поскольку речь не дается человеку вместе с жизнью, ребенок не может ощущать потерю того, чем еще не владеет или владеет только в незначительной степени. Кроме того, качество речи мало сказывается на возможности удовлетворения его жизненных (биологических) потребностей. Только по мере того, как формируются новые, чисто человеческие потребности, в том числе и потребность в общении, в получении новых знаний, значение речи существенно возрастает.

Зарождение переживаний по поводу качества собственной речи у маленьких детей проще всего выявить с помощью рисунка. Если попросить ребенка нарисовать на одном рисунке себя и свое заикание, то можно увидеть, что по сравнению с другими темами дети выражают свое эмоциональное отношение использованием большего количества цветов. У детей старшего школьного возраста появляется зависимость размеров изображения «заикания» от тяжести дефекта. Такой рисунок можно обсудить с ребенком, расспросить его, почему он нарисовал те или иные детали, использовал тот или иной цвет. Довольно часто дети в начале лечения рисуют заикание в виде чудовища, например трехглавого дракона, а в конце курса изображают этого дракона с двумя срубленными головами. Это хороший результат. Значит, ребенок настроен продолжать работу над речью, без чего закрепления здоровой речи может не наступить.

У детей, начиная со школьного возраста, и у взрослых меру их переживаний по поводу заикания можно определить с помощью опросника, который приведен ниже. Против каждого утверждения в этом списке следует поставить знак «+», если отвечающий согласен с ним, и знак «-», если не согласен. Затем подсчитывают количество совпадений ответов ребенка с «ключом». Полученная сумма совпадений и будет составлять величину речевой тревоги. Поскольку и те, у кого нет нарушении речи, могут выражать обеспокоенность качеством своей речи, полезно знать, какова их средняя тревога, а так как любая тревога у женщин всегда немного больше, чем у мужчин, то приведем обе величины. Итак, тревога мужчин по поводу своей речи в норме составляет от шести до восьми, а женщин – от семи до одиннадцати баллов. У взрослых заикающихся она составляет соответственно от 12 до 23 баллов у мужчин и от 14 до 23 баллов у женщин, то есть примерно в три раза больше, чем в норме.

Опросник для оценки речевой тревоги (ключ)*

1. Моя речь производит хорошее впечатление. «-»

2. Мне легко разговаривать почти со всеми. «-»

3. Мне легко смотреть на слушателей, когда я говорю с ними. «-»

4. Мне трудно разговаривать с моим учителем или начальником. «+»

5. Даже одна мысль о необходимости говорить в общественном месте меня пугает. «+»

6. Одни слова мне труднее произнести, чем другие. «+»

7. Когда я говорю, то не думаю, как это у меня получается. «-»

8. Я легко могу поддержать разговор. «-»

9. Моя речь иногда смущает моих собеседников. «+»

10. Не люблю знакомить одного человека с другим. «+»

11. При обсуждении какого-либо вопроса в группе я часто задаю вопросы. «-»

12. Когда я говорю, мне легко контролировать свой голос. «-»

13. Мне не трудно говорить перед группой. «-»

14. Речь не позволяет мне делать то, что нравится. «+»

15. Когда я говорю, меня довольно легко и приятно слушать. «-»

16. Иногда мне не нравится, как я говорю. «+»

17. Всегда, когда я говорю, я чувствую себя совершенно уверенно. «-»

18. Я охотно говорю только с некоторыми людьми. «+»

19. Я говорю лучше, чем пишу. «-»

20. Я часто нервничаю, когда говорю. «+»

21. Мне трудно разговаривать при встрече с новыми людьми. «+»

22. Я совершенно уверен в своей речи. «-»

23. Я хотел бы, чтобы моя речь была такой же, как у других. «+»

24. Я часто не могу ответить, даже когда знаю нужный ответ, так как боюсь заговорить. «+»

* За один балл принимается совпадение ответа с ключом.

Тревога по поводу своей речи может меняться у заикающихся в зависимости от разных обстоятельств. Так, например, с увеличением возраста наблюдается ее рост, впрочем как и рост общей тревоги, происходящий наиболее интенсивно в период с 7 до 13 лет.

***Степень выраженности речевой тревоги зависит от тяжести речевого расстройства: чем более выражено заикание, тем выше тревога. Наиболее сильна эта связь у подростков, для которых на первое место выходят отношения с окружающими людьми. Подросток завоевывает свое место в обществе и поэтому болезненно воспринимает все, что считает помехой на пути самоутверждения, в том числе и свой речевой дефект.

Вы можете попросить вашего ребенка оценить свою речь с помощью шкалы, выбрав одну из девяти приведенных ниже «ступенек’:

1. Прекрасная речь.

2. Хорошая речь.

3. Более или менее хорошая речь.

4. Неплохая речь.

5. Обычная речь.

6. Неважная речь.

7. Плохая речь.

8. Очень плохая речь.

9. Чрезвычайно плохая речь.

Обычно такая самооценка достаточно хорошо соответствует действительной тяжести заикания. Ее ценность заключается также в том, что она может быть сопоставлена с самооценками других характеристик, таких, как внимание, память, характер. Оценки семи разных характеристик, включая и речь, данные указанным способом заикающимися и здоровыми людьми, приведены в табл. 3. Можно видеть своеобразие оценок тех и других. Прежде всего полностью противоположным образом они оценивают свою речь. Заикающиеся выражают наименьшую удовлетворенность речью, а здоровые наиболее удовлетворены именно своей речью. 

Обратные отношения наблюдаются в самооценке здоровья, которое здоровые оценивают ниже всего, а заикающиеся выше других характеристик. Это, в частности, означает, что заикающиеся разделяют свой речевой дефект и общее здоровье. Изучение самооценок позволяет говорить о том, что по крайней мере часть заикающихся не считает себя достаточно счастливыми в связи со своим речевым дефектом, также они достаточно часто связывают свои проблемы с собственным характером.

Многие заикающиеся по мере развития тревоги по поводу своей речи начинают отождествлять эту тревогу и само заикание. Но при дополнительных расспросах обычно выясняется, что страх вызывает не само заикание, а возможное отношение к ним из-за плохой речи. Поэтому степень переживаний в значительной мере связана с тем, кто является партнером общения. И здесь страх может носить очень избирательный, индивидуальный характер. У одного это реакция на слишком требовательного учителя, у другого на представителя власти, у третьего на одного из родителей.

 Завышенные требования могут порождать у ребенка очень сильные переживания, ощущение бессилия и даже депрессии. При этом его самооценка снижается, появляется чувство зависимости, резко падает активность. Взрослые порой не замечают, что, призывая ребенка быть «самостоятельным», в то же время требуют беспрекословного выполнения своих указаний. В этом случае стоит представить себя в аналогичной ситуации, например на работе. Разве не стремимся мы освободиться от мелочной опеки со стороны руководства, не чувствуем, что нам «подрезают крылья», заставляя отчитываться за каждый проделанный шаг? Что может быть невыносимее постоянных угроз и критики взамен поддержки и разумного совета? Право же, наши дети не должны расплачиваться за наши страдания, не стоит к ним применять тактику, которая кажется неприменимой к нам самим.

Наташа Л., 15 лет, очень остро переживает по поводу своего заикания. У нее выраженные признаки того, что называют страхом речи. Она отмечает сильное волнение перед тем, как необходимо что-то сказать. Волнение сопровождается сильным сердцебиением, иногда она чувствует «спазм» в животе, а ладони при этом становятся мокрыми.

Внешне она очень привлекательна, у нее покладистый характер, она хорошо учится. В семье все любят Наташу, она находит полное понимание близких. Товарищи в классе также хорошо относятся к ней, подруги ценят ее отзывчивость, доброту, верность данному слову, а мальчики заглядываются на ее внешность. Наташа очень красочно и точно описывает истинную причину своих переживаний, не осознавая этого сама. Она с волнением говорит, что во время танца ее преследует неотступная навязчивая мысль о том, что все только и ждут, когда она остановится и начнет говорить, выдав свой дефект. Ей очень нравится танцевать, но она панически боится окончания танца и своего «разоблачения».

В действительности она боится не речи, а того отношения к ней окружающих, которое, с ее точки зрения, может быть вызвано ее заиканием. Это частая ошибка. Попытки разными средствами устранить такой «страх речи» обычно оканчиваются неудачей. Симптомы страха (сердцебиение, потливость, даже острота самого ощущения) на время могут быть уменьшены, но не будут по-настоящему преодолены, пока не будет устранена его причина, в данном случае явно ошибочное мнение об отношении к ней окружающих. Именно в разъяснении ее ошибки и должна заключаться помощь.

Основные закономерности развития ребенка, включая речевое развитиеЧто позволяют оценить тесты? Можно ли им доверять?Длительное время сама идея количественного измерения психических или душевных качеств человека представлялась совершенно нелепой. Вместе с тем успехи других наук, основанные на экспериментальных исследованиях, в том числе биологии, антропологии, физиологии, лингвистики, оказались настолько значительными, что подготовили почву для формирования представления о возможности измерения и в психологии. Одними из первых объектов экспериментальной психологии стали явления восприятия, памяти, внимания. 

От оценки способности человека одновременно воспринимать несколько предметов оказался естественным переход к созданию шкалы оценки этой способности в зависимости от различных условий: количества объектов, последовательности их предъявления и так далее. Следующим шагом в измерении психических явлений было создание методов для измерения различных характеристик психики. На первом плане при этом оказались умственные способности во всех их проявлениях и, в конечном итоге, интеллект как самый общий показатель умственных способностей. Стимул для развития таких методик заключался в педагогической практике, так как педагоги, обучая детей, в наибольшей степени нуждались в оценке возможностей своих учеников с целью решения различных конкретных задач: отбора детей в те или иные специализированные учебные заведения, прогнозирования возможного уровня их достижений, подбора методик обучения в зависимости от выявляемых особенностей.

Методы психологического тестирования, позволяющие получать количественные характеристики психических процессов, бурно развивались на протяжении XX века, и в настоящее время их количество исчисляется тысячами и с трудом поддается учету. Они нашли широкое применение в различных областях человеческой деятельности, и без них невозможно представить современные учебные учреждения, производство, политику, медицину.

Использование тестов и интерпретация их результатов требует большого умения и значительного опыта. Поэтому применять и трактовать их должны только специалисты. Результаты тестирования позволяют уточнить индивидуальные особенности человека, картину расстройства и затем на этом основании планировать лечебные мероприятия.

Также тесты могут помочь ребенку или его родителям сориентироваться в некоторых вопросах, с тем чтобы лучше понять их и отчетливей сформулировать имеющиеся проблемы перед специалистом. Далее мы приведем некоторые достаточно простые тесты.

С самооценкой, от которой зависит уверенность заикающегося во время речи, связан уровень его общих и речевых притязаний. Наиболее типично сочетание высокой самооценки и соответствующего высокого уровня притязаний, но возможны случаи их расхождения, так же как различия общих и речевых притязаний. Притязания ребенка на качество своей речи важны в процессе логопедии, так как у него может быть высокая речевая тревога, но недостаточное желание приобрести хорошую речь, что будет снижать эффективность лечения.

Ниже приведены опросники для оценки общих и речевых притязаний. Первый состоит из 10 позитивных и 3 негативных утверждений. Требуется отметить утверждения, с которыми вы согласны. Степень выраженности притязаний определяется как сумма выборов испытуемым положительных утверждений среди первых десяти за вычетом выбранных негативных выборов» (утверждения 11-13).

Опросник для оценки уровня общих притязаний

1. Вы настойчивы и без колебаний осуществляете принятые решения, не останавливаясь перед трудностями.

2. Командовать, руководить лучше, чем подчиняться.

3. По сравнению с большинством людей вы достаточно способны и сообразительны.

4. Когда вам поручают какое-нибудь дело, вы всегда настаиваете на том, чтобы делать его по-своему.

5. Вы всегда и везде стремитесь быть первым.

6. Если бы вы всерьез занялись наукой, то рано или поздно стали бы профессором.

7. Вам очень трудно сказать себе «нет», даже если ваше желание неосуществимо.

8. Вы считаете, что достигнете в жизни гораздо большего, чем ваши сверстники.

9. В своей жизни вы успеете сделать очень многое, больше, чем другие.

10. Если бы вам пришлось заново начать жизнь, вы бы достигли большего.

11. Обычно вы планируете свою работу так, что все успеваете сделать.

12. В любом деле лучше быть где-то в серединке – меньше спросу.

13. При равном материальном вознаграждении вы скорее изберете роль подчиненного, нежели начальника.

Обследования большого количества заикающихся разного пола и возраста показали, что общие притязания заикающихся мужского пола несколько превышают притязания заикающихся женского пола, составляя в среднем соответственно 4,0 и 3,22 балла, а в целом по сравнению с теми, у кого нет речевых нарушении, они являются умеренными. В среднем наблюдается обратное соотношение уровня общих притязании и речевой тревоги, то есть чем выше тревога, тем меньше и общие притязания.

Речевые притязания можно оценить с помощью опросника, состоящего из 24 утверждении. В нем также требуется отметить утверждения, с которыми вы согласны. При подсчете количества баллов за один балл принимается ответ, совпадающий с ключом (плюс с плюсом, минус с минусом), которые затем суммируются. Речевые притязания заикающихся составляют в среднем 16-17 баллов. У здоровых они составляют 9 баллов, у студентов речевой профессии (актерского отделения театрального института) – 14 баллов. Важным результатом лечения является повышение уровня речевых притязаний.

Шкала оценки речевых притязаний (ключ)

1. Вы настойчивы в совершенствовании своей речи. «+»

2. Вы без колебаний готовы использовать любые методы, для того чтобы улучшить свою речь. «+»

3. Вы совершенно уверены, что сумеете отлично овладеть своей речью. «+»

4. Вы можете научиться говорить не хуже любого оратора. «+»

5. Есть вещи более важные, чем речь. «-»

6.. Когда вы полностью овладеете своей речью, вы сможете достигнуть в жизни гораздо большего. «+»

7. Вы непременно хотите пройти несколько курсов по овладению правильной речью. «+»

8. Вы убеждены, что только самостоятельные занятия приведут к улучшению речи. «+»

9. Больше вас никто не работает над своей речью. «+»

10. Вы постоянно и неустанно стремитесь к улучшению своей речи. «+»

11. Вы вполне удовлетворены достигнутыми успехами в своей речи. «-»

12. Не во всяком деле нужна хорошая речь. «-»

13. Вы готовы трудиться день и ночь даже ради самого маленького успеха в улучшении речи. «+»

14. Ничто не мешает вам работать над речью. «+»

15. Вы готовы отказаться от работы, которая требует хорошего владения речью, даже если она вам очень нравится. «+»

16. Сейчас вы гораздо больше, чем раньше, понимаете, как важно упорно работать над своей речью. «+»

17. Самостоятельные занятия речью приносят слишком мало пользы, чтобы придавать им большое значение. «-»

18. Есть множество дел, которые отвлекают вас от работы над речью. «-»

19. Вам неприятно, когда вашу речь трудно слушать тем, с кем вы разговариваете. «+»

20. Вы можете заставить себя работать над речью, даже если вам этого не очень хочется. «+»

21. Вам трудно понять тех, кто прикладывает мало усилии при работе над речью. «+»

22. Без хорошей речи нельзя рассчитывать на серьезные успехи в жизни. «+»

23. По речи судят о человеке, поэтому нужна хорошая речь. «+»

24. Вы не стали бы заниматься своей речью, если бы окружающие не обращали на нее внимания. «-»

Успех обучения, как правило, в значительной мере зависит не только от профессиональной подготовки педагога и способностей ученика, но и от характера складывающихся между ними взаимоотношений. Их можно измерить с помощью шкалы, приведенной ниже. Чем выше результат, тем на больший успех можно рассчитывать. Наш опыт показывает, что у одного и того же ребенка взаимоотношения с логопедом чаще всего носят более позитивный характер, чем отношения с классным руководителем. Это подчеркивает, что родителям обязательно следует посещать школу, с тем чтобы наладить эти отношения.

Шкала взаимоотношений ребенка с педагогом (ключ)

1. Педагог умеет предсказать результаты своих учеников. «+»

2. Мне трудно ладить с педагогом. «-»

3. Педагог – справедливый человек. «+»

4. Педагог умело подводит меня к выступлениям (экзаменам). «+»

5. Педагогу явно не хватает чуткости в отношениях с людьми. «-»

6. Слово педагога для меня – закон. «+»

7. Педагог тщательно планирует занятия со мной. «+»

8. Я вполне доволен педагогом. «+»

9. Педагог недостаточно требователен ко мне. «-»

10. Педагог всегда может дать разумный совет. «+»

11. Я полностью доверяю педагогу. «+»

12. Оценка педагога очень важна для меня. «+»

13. Педагог в основном занимается со мной по шаблону. «-»

14. Работать с педагогом – одно удовольствие. «+»

15. Педагог уделяет мне мало внимания. «-»

16. Педагог, как правило, не учитывает моих индивидуальных особенностей. «-»

17. Педагог плохо чувствует мое настроение. «-»

18. Педагог всегда выслушивает мое мнение. «+»

19. У меня нет сомнений в правильности и необходимости методов и средств, которые применяет педагог. «+»

20. Я не стану делиться с педагогом своими сокровенны ми мыслями. «-»

21. Педагог наказывает меня за малейший проступок. «-»

22. Педагог хорошо знает мои слабые и сильные стороны. «+»

23. Я хотел бы стать похожим на педагога. «+»

24. У нас с педагогом – чисто деловые отношения. «-»

Другим важным качеством, о котором говорилось в этой книге, является умение налаживать контакты, или, иными словами, вступать с людьми в близкие отношения. Наибольшей остроты эта потребность достигает к подростковому возрасту. Чтобы научить ребенка строить отношения наилучшим образом, полезно «измерить» близость отношений с помощью «шкалы социальной дистанции». Способ ее заполнения и оценки такой же, как и предыдущих опросников. Полезно обсудить с ребенком ответы на те или иные вопросы, а затем и общий результат. Этот показатель может существенно меняться в зависимости от того, с кем именно подразумевается общение. Он не является раз и навсегда заданным. Жизнь требует умения регулировать дистанцию. Можно только заметить, что крайние варианты ответов свидетельствуют обычно о том, что умение строить отношения с другими людьми недостаточно развито.

Шкала оценки социальной дистанции (ключ)

1. Никому не нужны пустые утешения. «+»

2. Никому нет дела до наших забот. «+»

3. Терпеть не могу, когда меня утешают. «+»

4. Всегда уважительно отношусь к старшим. «+»

5. Каждый человек достоин уважения. «+»

6. Не люблю, когда кто-нибудь «изливает мне душу». «+»

7. Не терплю телячьих нежностей. «+»

8. Своя рубашка ближе к телу. «+»

9. С кем поведешься, от того и наберешься. «-»

10. Не выношу пустых разговоров. «+»

11. Приятно вести непринужденную беседу без всякой цели. «-»

12. Меня не так легко «задеть за живое». «+»

13. Мне не трудно скрывать свои чувства. «+»

14. Я очень доверчивый человек. «-»

15. Друзей не выбирают. «-»

16. Противно, когда кто-нибудь навязывается со своей дружбой. «+»

17. Иногда полезно похвалить человека, чтобы он был лучше расположен к тебе. «+»

18. Лучше делать физическую работу, чем общаться с людьми. «+»

19. Не люблю, когда надо мной подшучивают. «+»

20. Брань делу не помеха. «-»

Очень интересные тесты, хотя из опыта — пока человек не ЗАХОЧЕТ и не БУДЕТ самостоятельно заниматься — кропотливо и регулярно, толку не будет :urrra:

Известно, что заикание (нарушение темпо-ритмической организации речи) проявляется прежде всего в речевой коммуникации, развитие которой достаточно успешно осуществляется в театрализованных играх. Они помогают детям освободиться от фиксации на своем дефекте; их можно использовать для развития общей и речевой моторики, как средство коррекции речи, как активное средство психотерапии. Я организую эти игры почти на каждом логопедическом занятии.

У заикающихся детей бедная мимика, невыразительные, плохо скоординированные движения, отсутствует чувство ритма, поэтому уже на самом первом этапе работы я даю игровые упражнения, направленные на выработку мимики, жестов и пантомимики, что является своеобразным прологом к будущим театрализованным играм.

Игровые упражнения по развитию мимики

• «Съели кислый лимон» (дети морщатся).

• «Рассердились на драчуна» (сдвигают брови).

• «Встретили знакомую девочку» (улыбаются).

• «Испугались забияку» (приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот).

• «Удивились» (приподнимают брови, широко открывают глаза).

• «Обиделись» (опускают уголки губ).

• «Умеем лукавить» (моргают то правым глазом, то левым).

Игровые упражнения по обучению жестам

• Покажите высокого мальчика, «низкого’; там, вверх, вниз, вокруг; я, ты, мы; маленького комарика; медведя.

Игровые упражнения по развитию пантомимики

• «Расцвели, как цветы».

•’Завяли, как травка».

•’Полетим, как птицы».

•’Идет медведь по лесу».

• «Крадется волк за зайцем».

• «Плывут уточки».

•’Идут пингвины».

•’Жук перевернулся на спину».

•’Скачут лошадки» («рысью», «галопом»).

•’Мчатся олени» (См.: Чистякова М. И. Психогимнастика.– М.: Просвещение, 1990).

Благодаря этим систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее и выразительней становится мимика, движения приобретают большую уверенность, управляемость. Заикающиеся дети начинают легче переключаться с одного движения на другое, могут самостоятельно решить двигательную задачу. Учатся понимать оттенки и нюансы в выражении лица, в жестах и движениях другого человека.

На втором этапе я использую такие приемы, как сопровождение моих действий и действий детей словами, доступными заикающимся детям, а также фиксация их внимания на окружающих предметах, их свойствах. Затем перехожу к театрализованным играм. Дети заранее с воспитателем заучивают стихи, прибаутки, потешки, тексты, выбранные мной, учатся вождению кукол (настольных, плоскостных, пальчиковых, би-ба-бо).

Стараюсь подбирать речевой материал, насыщенный глагольной лексикой, так детям легче показать разнообразные движения персонажей. Кроме того, тексты выбираются таким образом, чтобы помочь детям поупражняться в ситуативной речи, активизировать словарь.

Пример. Текст для зайца из пальчикового театра.

Зайчик скачет – скок, скок, скок – На зеленый на лужок. Щиплет травку, кушает, Осторожно слушает.

Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать.

Ну-ка, зайка, поскачи, поскачи, Лапкой, лапкой постучи, постучи. Ты на травку упади, упади, Полежи и отдохни, отдохни.

Зайка серый умывается, Видно, в гости собирается: Вымыл лапки, вымыл уши, Вытирается посуше.

Вышел волк, а зайка – скок – Под зеленый под кусток (Игры в логопедической работе с детьми: Кн. для логопеда // Ред.-сост. В. И. Селиверстов.– М.: Просвещение, 1987.).

После театрализованной игры целесообразно задать детям вопросы:

• Как выглядит зайчик? (Маленький, крошечный, пушистый, серый.)

• Что он умеет делать? (Прыгать, скакать, щипать травку, умываться.)

• Кого он боится? (Волка, лису.) Ситуацию речевого общения можно усложнить, введя в игру куклу би-ба-бо (Петрушка, Незнайка, Буратино), которая помогает перенести диалог со сцены в зрительскую аудиторию. Дети с удовольствием вступают в беседу, знакомятся с новым персонажем, отгадывают загадки, описывают предметы, которые куклы предлагают им рассмотреть. Куклы би-ба-бо позволяют усложнить и движения – кроме пальцев дети начинают активно работать кистью.

На третьем этапе дети постепенно овладевают умением отвечать на вопросы, пояснять, рассказывать без наглядной опоры на предмет или действие.

Этому этапу работы соответствует настольная театрализованная игра «Петушок и кот’:

Встретил петушок кота И спросил его тогда:

– Почему ты черный кот?

–Лазал ночью в дымоход.

– Почему сейчас ты бел?

– Из горшка сметану ел.

– Почему ты серым стал?

– Меня пес в пыли валял.

– Так какого же ты цвета?

– Я и сам не знаю это (Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников.– М.: Просвещение, 1983.).

Вопросы формулируются таким образом, чтобы, отвечая на них, дети использовали имеющиеся у них знания и представления. Например.

• Почему котенок вылез из дымохода черным? (Испачкался в саже, труба от дыма черная).

• Почему он стал белым? (Сметана белая, шубка испачкалась в сметане, сметана прилипла к шубке.)

• Почему он стал серым? (Пыль серого цвета.)

• Какого цвета он на самом деле? (Полосатый? Черный? Белый? Пятнистый? Рыжий? и т. д.)

• Что надо сделать, чтобы узнать настоящий цвет котенка? (Надо его вымыть.)

Данный текст можно связать с такой задачей, как составить ряды слои, аналогичных следующим: котик – кот – котище; песище – пес – песик.

Результаты от использования театрализованных игр будут еще выше, если на занятиях по конструированию дети сами сделают их персонажей.

На следующем этапе можно перейти к более сложному виду театрализованных игр с куклами-марионетками. Он дает детям возможность ходить вместе с куклой по сцене, группе или залу, самостоятельно выполнять различные движения, ориентироваться в пространстве, активизировать речь в ходе более сложных, чем ранее, диалогах. Для этого могут подойти диалоги из рассказов «Волк и лиса» (А. Тараскин), «Хочу быть слоненком» (А. Циферов), «Медведь и солнце» (Н. Сладков). (Для решения психокоррекционных задач желательно на роли волка, лисы, медведя выбирать неуверенных в себе, робких детей.)

В театрализованных играх в интересной для детей форме можно решать различные речевые задачи. Например, для театра на фланелеграфе можно предложить такой текст:

– Ответь мне, цветок, ты кто – он или она?

– А я, брат-шмель, и сам не пойму.

– Как это не знаешь? Вот, например, ландыш – он.

– То ландыш.

– А вот, например, ромашка – она.

– Так то ромашка.

– А ты кто такой?

– Я-то? Да я, шмель, иван-да-марья.

(Л. Воронкова)

После чего задать вопрос «Кто же этот цветок – он или она?» (И он, и она.) По аналогии дети определяют род имен существительных, обозначающих названия цветов: подснежник, ромашка, ландыш, одуванчик, мать-и-мачеха колокольчик…

На четвертом этапе, когда развивается речь без зрительной опоры, и на пятом, когда закрепляются навыки связной речи, я разыгрываю с детьми театрализованные игры по знакомым им произведениям (авторским и фольклорным). Эти представления проходят в музыкальном зале. В их подготовке принимают участие музыкальный руководитель и хореограф. Показываем мы наши «спектакли» на утренниках, досугах. Дети не боятся выступать перед зрителем, ведь они приобрели опыт, двигательный и речевой. С успехом прошли такие спектакли, как «Гуси-лебеди», «Морозко», детские оперы «Кошкин дом», «Муха-цокотуха».

Дети, страдающие заиканием, могут инсценировать лишь хорошо известные им сказки, рассказы, стихи, в которых большое место занимает диалог и которые при разыгрывании легко превращаются в маленькие пьески или сценки. Поэтому на занятиях я использую разные по жанру литературные тексты и предлагаю инсценировать их в разных видах театра. Так, один и тот же текст мои дети инсценируют с куклами-марионетками, в варежковом театре, в настольном, показывают как спектакль.

На этом этапе работы я предлагаю

«оживить» картинки («Насекомые за чаепитием», «Звери на уроке» и др.) – придумать диалог и «сыграть» его в любом виде театра.

Практикую я и игру «Сказители’: по ходу ее дети составляют сказки, которые потом сами же инсценируют.

В созданной в нашем дошкольном учреждении зоне театрализованной деятельности есть все необходимое для побуждения детей к самостоятельному художественному творчеству (куклы, декорации, реквизит).

В заключение хотелось бы сказать, что, широко используя театрализованные игры, я не отвергаю других методов и приемов логопедической работы. Мне лишь хотелось акцентировать внимание читателей на следующем.

• Театрализованная игра должна стать частью занятия или режимного момента.

• Проводить такие игры надо систематически.

• Выбирать и распределять речевой материал необходимо в соответствии с возможностями детей.

• Через различные виды театра следует развивать у детей мелкую и общую моторику.

• Подбирать игры для театрализации на первых трех этапах работы надо по схеме «Логопед — дети», на последних двух «ребенок – дети» (логопед выступает и роли посредника, ненавязчивого режиссера).

• В театрализованных играх следует разрабатывать речевые ситуации, способствующие развитию речи в процессе общения и речевых навыков.

• Театрализованные игры целесообразно использовать и как средство для преодоления речебоязни.

Итак. Возьмем несколько групп, обращающихся за помощью к спецам

Дети до 7 лет.  Вероятность исправления нарушения примерно 85-90%. Основные факторы — родители должны понимать что работа системная и на долгие годы, возможно на всю жизнь. Исправить можно быстро, как ушло так и вернется. Работа спецов в комплексе — психолог/ логопед/психиатр./ невролог. Работа дома и постоянная.

дети от 7 до 15 лет. Вероятность исправления 50-70%. Факторы аналогичные, повторять не буду.

от 13 до 20 лет (иногда до 25). Вероятность исправления 20-40%. Основной фактор хочет ли сам «ребенок». Если нет — толку не будет, хоть спецы с Марса прилетят, хоть с Венеры, учитывая переходный возраст системная работа под вопросом.

Свыше 20 лет — не более 5%. Основная проблема — навык заикания закреплен в подсознании. Системная работа невозможна, т.к. же работа/учеба и заниматься на переменах/в перерыве стесняются.

Аналогичная картина наблюдается с картавостью. 

Так что детюшкам здоровья и адекватных родителей. Такие увы редкость, мы сами с усами, соц сети читаем там написано что если логопед по башке волшебной палочкой е….нет то все пройдет. Так вы сразу идите на бои без правил. Проблем с речью не будет, как и зубов. Не говорит? Зато нарушений нет никаких. 

Журнал Здоровье
Click to comment

Добавить комментарий

ТМ

Подписаться на блог по эл. почте

Укажите свой адрес электронной почты, чтобы получать уведомления о новых записях в этом блоге.

Присоединиться к еще 45 410 подписчикам

To Top
Перейти к верхней панели